В начале ХХ века Покровская слобода представляла собой экономически развитое поселение Новоузенского уезда Самарской губернии. Строительство железнодорожной ветки «Покровск-Уральск», налаживание торгово-экономических связей со многими регионами страны, деятельность биржевого комитета изменили облик поселения. В то же время начало нового столетия стало периодом великих потрясений, когда крушили «старую» Империю, а над храмами рубили кресты.
Начиная с 1904 года слобода по темпам роста и объему финансовых ресурсов была лидирующей в губернии, уступив первенство лишь административному центру — Самаре. В Покровской слободе расцветала торговля, были многочисленные ремесленные мастерские, производства по переработке леса, работали речной порт и железнодорожный вокзал, а покровская хлебная биржа занимала второе место в России по продаже высококачественных сортов пшеницы.
Многие состоятельные слобожане помогали храмам, которых к тому времени уже было шесть, больницам и школам. В те годы Свято-Троицкую церковь посещало три тысячи человек – это был огромный приход для храма небольшого заволжского поселения. К этому времени церковь окормляла множество учебных заведений. На приходе уже действовало два училища, школы грамоты. Воспитанников обучали Закону Божиему, письму и арифметике. При храме действовала библиотека. Вскоре при Свято-Троицком храме открыли женскую второклассную школу. Служители церквей слободы Покровской имели специальное образование, оканчивали в основном Саратовскую и Самарскую духовные семинарии, гимназии, специальные учительские курсы. Они открывали школы и училища в своих приходах и преподавали Закон Божий. Именно с церковно-приходских школ и училищ пошли учительские династии Дроздовых, Постниковых, Баландиных, Милославских и другие…
К 1914 году Покровская слобода была преобразована в заштатный город Покровск. Тяжелым испытанием для России стала Первая мировая война. В это сложное и неоднозначное время священнослужители молились за ушедших на фронт, оказывали помощь семьям фронтовиков, помогали раненым и ждали вместе со всеми победы. Но наступивший 1917 год изменил ход истории. Под лозунги о свободе, равенстве и братстве большевики повергли Россию в мрак, кровь, бесправие и страдания.
В первые же годы новая власть начала наступление на Церковь. В это непростое время в 1921 году в Свято-Троицком храме Покровска состоялась диаконская, а год спустя иерейская хиротония святого Иоанна Игошкина (в монашестве Гавриила), определенного на служение в этот храм. Преподобноисповедник Гавриил в советские годы безбожия претерпел множество лишений, 17,5 лет провел в местах заключения за свою веру и был причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских 20 августа 2000 года. В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска с 2012 года находится ковчег с частицей мощей святого. Подробнее о жизни преподобного мы расскажем в следующей нашей публикации.
Уже в середине двадцатых годов ХХ века вопрос о закрытии церквей в Покровске начал подниматься в периодической печати и звучать на партийных заседаниях и собраниях трудовых коллективов. К этому времени город Покровск приобрел столичный статус, с 1922 года — столица Области немцев Поволжья, с января 1924 года – Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья.
Власть уже не устраивало старое «религиозное» название города, и готовилось решение о его переименовании, которое произошло в 1931 году. Новые условия, новый статус диктовали и решительные действия по слому старого мировоззрения и строительства новой идеологии. Самыми первыми в Покровске были закрыты и снесены часовни на ул. Калинина и на площади Коммунарной в 1929 году. Следующим шагом был вопрос ликвидации православных храмов города.
На заседании президиума Покровского горсовета 23 апреля 1929 года был заслушан вопрос об изъятии покровских церквей «под культурные» цели. Ссылка, конечно, шла на «наказы избирателей», которые, в частности, «требовали» изъять Свято-Троицкую церковь и использовать под республиканский музей. В январе 1930 года на заседании пленума Покровского горсовета принимается решение о закрытии 4 православных церквей: Крестовоздвиженской, Свято-Троицкой, Покровской и кладбищенской во имя святого Александро-Невского, а также принимается решение «снять со всех церквей колокола, обратив их металл на нужды советского строительства».
Прошло немного времени, и здание Свято-Троицкой церкви было передано учреждению культуры, но не Центральному музею АССР НП, а городской библиотеке. Перед тем как передать здание библиотеке, с помощью специальных тросов, проложив дополнительную железнодорожную линию к храму, со Свято-Троицкой церкви сорвали купол и колокольню. Литургическая жизнь храма прервалась на полвека…
По материалам книг Е.М. Ериной «Под Покровом Богородицы» и Энгельсского краеведческого музея
Фото из архива Энгельсского краеведческого музея
Начало истории о храме можно прочитать здесь