Историю Покровской слободы принято отсчитывать с 1747 года, когда в исторических источниках появились первые упоминания о ней, а историю Свято-Троицкого храма — с 1816 года, когда началось его строительство. К этому времени коренным образом изменилась жизнь покровчан, государство больше не нуждалось в услугах солевозов и основным занятием местных жителей стало хлебопашество и скотоводство. Быстро освоили и земледелие, целина превратилась в поля зерновых, жители все больше стали заниматься торговлей. И в этот переломный период наконец-то воплощается в жизнь мечта многих покровчан, возводится каменная красавица-церковь в русской слободке, там, где исторически селились русские семьи.
Первое письменное упоминание о его строительстве мы находим в книге для записи ризницы и всего церковного имущества 1832 года, выданной священнослужителям. На первой же странице читаем: «Церковь каменная во имя Святыя и Живоначальные Троицы в длину с колокольнею 11 сажень, в ширину 6 саженей и 1 аршин, в высоту с куполом 15 сажень, крепка».
В мае 1825 года состоялось освящение главного престола во имя Живоначальной Троицы, давшего название храму. Чин освящения совершил архимандрит саратовского Спасо-Преображенского монастыря Арсений, прибывший в Покровскую слободу (город Энгельс) по указу Пензенской Духовной консистории. Большинство прихожан новопостроенной церкви составляли государственные крестьяне Покровской слободы. И в день освящения верующие передали в дар храму несколько икон. С момента освящения притч церкви состоял из двух священников, дьякона, трех дьячков и пономаря. Средств на их содержание вначале не было выделено.
Из Петропавловской церкви в год открытия Свято-Троицкой церкви перешел сын дьяка пономарь Иван Федорович Дамаскин, в 1826 году начал службу дьячок Василий Остроумов. В новой церкви служили также священники Николай Львович Пластов, Прокопий Федорович Пулькин, дьякон Петр Максимович Риданов, пономарь Косьма Иванович Севрягин, а старостой в ту пору был Семен Анисимович Кузьменко. Были ли эти священнослужители самыми первыми — неизвестно, но документы донесли до нас именно эти имена.
Они же дали нам предельно точное описание внутреннего убранства новой каменной Свято-Троицкой церкви. «Иконостас деревянный, выкрашен голубой краской, колонны покрыты голубой краской, резьба на иконостасе и на колоннах позолоченная. В первом ярусе икона Святые Живоначальные и Нераздельные Троицы живописной работы. На правой стороне образ Господа Иисуса Христа в натуральную величину, на главе его венец сребропозлащенный, в коем весу 50 золотников. На левой стороне Царских врат образ Пресвятой Богородицы на руках с предвечным младенцем с венцом сребропозлащенным, в коем весу 40 золотников. Против левого клироса образ святителя и Чудотворца Николая. Во втором ярусе против правого клироса образы апостолов Павла и Варнавы. Против левого клироса Образ Иисуса Христа и апостола Петра. Над царскими вратами в полуциркуле изображены Страсти Христа Спасителя на пяти фигурах. Над ними изображена Тайная Вечеря Христа Спасителя».
Летописные строки Свято-Троицкой церкви рисуют картину благолепия храма и, конечно, алтаря — святая святых храма. «В алтаре святые иконы: Крест четвероконечный с изображением Распятия Христа Спасителя походный, имеющий место за жертвенником. На горнем месте образ Воскресения Христова, по бокам сего образа два большие столярной работы деревянные четвероконечные, выполированные и местами вызолоченные Кресты, в коих помещены на двенадцати углублениях написанные Господские и Богородичные праздники на случай вынимания оных на полиелей».
От внимания летописца не ускользают и описание 6 колоколов на колокольне, самый большой весил 49 пудов 23 фунта — около 800 кг, самый маленький весом 26 фунтов -10 кг. И сразу же представился старый Покровск, точнее еще слобода, с колокольным звоном всех шести церквей, звоном торжественным, доносящимся до окраин.
В 1846 году Саратовская строительная комиссия утвердила проект реконструкции храма. Проект, разработанный при участии старшего священника храма, Алексия Львовича Любенского, предусматривал расширение храма, возведение колокольни и ограды, установку печей и обустройство двух приделов. Два новых придела – во имя святой великомученицы Екатерины и в честь Казанской иконы Божией Матери (в настоящее время упразднен) – освящены в 1850 году.
В этот период при храме действовала церковно-приходская и земская школы, законоучителем в которых был настоятель храма. Состав причта изменился и включал двух священников, диакона и двух псаломщиков. С 1853 года причт начал получать жалование из казны. Изначально на содержание священнослужителей никаких средств не отпускалось. Здание храма застраховала санкт-петербургская компания «Надежда».
С 1 января 1851 года заволжские уезды Самарской губернии – Новоузенский, куда входила Покровская слобода, и Николаевский – в гражданском отношении передали недавно созданной Самарской губернии. В церковном отношении эти уезды, принадлежащие Саратовской епархии, переподчинили новообразованной Самарской.
В 1859 году на приходе открыли первое училище, в 1889 году – еще одно. Учебные заведения содержало Новоузенское земство. Еще через два года здесь же появились школы грамоты. Воспитанников обучали Закону Божиему, письму и арифметике. При храме действовала библиотека, канцелярия отделения Самарского епархиального училищного совета и склад свечей епархиального свечного завода.
История сохранила для нас не только имена священнослужителей, но и ревностных мирян, которым был дорог Свято-Троицкий храм. Вскоре при храме открыли женскую второклассную школу. Занятия проходили в доме, который предоставил покровский купец и меценат Николай Алексеевич Ухин (1836-1914). В 1904 году при школе появились храмы в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Серафима Саровского.
Еще один попечитель храма – потомственный покровчанин Федор Егорович Кобзарь (1850 – 1919) — исполнял обязанности старосты сразу в двух храмах – Покровском и Троицком. Федор Егорович был верующим, благочестивым человеком, соблюдал все посты, жертвовал большие деньги на нужды Церкви и города.
Заслуги благодетелей горожане помнят и ценят. В качестве признания трудов после смерти мецената Н.А.Ухина погребли в ограде храма, а одному из основателей Покровска — Ф.Е. Кобзарю в 2018 году на улице площадь Свободы установили памятник.
Продолжение следует…
Фотографии из архива Энгельсского краеведческого музея