Свято-Троицкая церковь связана с именем известного благотворителя Фёдора Егоровича Кобзаря, щедро жертвовавшего на храмовое строительство. Он – один из тех, кто стоял у истоков становления нашего поселения как важнейшего пункта торговли хлебом, «зернового складского хозяйства России» и перевода слободы в безуездный город Покровск.
Родился потомственный покровчанин в 1850 году в семье государственного крестьянина Егора Петровича и его законной жены Екатерины Григорьевны, о чем нам поведала метрическая запись Свято-Троицкой церкви. Восприемниками при крещении ребенка были государственные крестьяне слободы Иван Иванович Гончар и Василий Иванович Нестеренко. Таинство крещения совершили священник Петр Смирнов и дьякон Василий Остроумов.
Федор Егорович получил хорошее домашнее образование. Нас, естественно, заинтересовала семья, в которой рос и воспитывался наш герой. В этом нам помогли воспоминания внучки Нины Николаевны Кобзарь.
«Мой прадед, Егор Кобзарь, в 60-е годы XIX века выиграл в лотерею 200 тысяч рублей. Это и был первоначальный капитал семьи. Деньги они использовали расчетливо и разумно. Прикупили земли, сельскохозяйственные орудия, наняли работников и сделали производство товарным. Прадед основал новые земли, степи, с применением оросительной системы.
Дед, Фёдор Егорович, уже имел 16 тысяч десятин земли, на которых выращивал лучший сорт пшеницы “белотурка” и занимался разведением бычков для продажи. Часть зерна он продавал саратовским и покровским мукомольным «королям», а зарубежным купцам зерно продавалось на Нижегородской ярмарке, там же продавались и бычки, в основном, в Германию. На вырученные от торговли деньги на ярмарке покупались лучшие английские сельхозмашины… Дед был грамотным и умным человеком, деятельным и трудолюбивым».
В 1881 году Фёдор Егорович стал волостным старшиной и 3 года выполнял эти трудные обязанности. В течение 6 лет избирался почетным мировым судьей, служил в учетном комитете государственного банка, являлся членом биржевого комитета хлебной биржи. Его послужной и наградной списки достойны внимания потомков. Он также был в числе самых уважаемых представителей Покровского общества, а в 1883 году представлен государю Императору Александру III и награжден по этому случаю, как записано в летописи Покровской церкви, медалью для ношения на шее на Александровской ленте.
Где бы ни работал Ф.Е. Кобзарь, его деятельность не оставалась незамеченной. Как пишет в своих воспоминаниях Нина Николаевна, он был верующим человеком, соблюдал все посты, жертвовал большие деньги на нужды церкви и города.
В 1886 году был избран старостой главной церкви слободы — Покровской. Должность эта была общественная, неоплачиваемая, но каждое четырехлетие он оставался главным претендентом и снова и снова переизбирался на нее. Епархиальное начальство высоко оценило бескорыстную службу старосты во благо церкви и ее прихода, представив Ф.Е. Кобзаря к золотой медали для ношения на шее на Станиславской ленте, которой он был удостоен в мае 1902 года. В 1915 — 1916 годах он являлся попечителем 1-го министерского двухклассного Покровского училища.
Глубоко верующий, добрый и справедливый человек, Фёдор Егорович спас семью врача Кассиля в начале XX века во время одного из еврейских погромов. Три дня они прожили в доме Кобзаря и только благодаря авторитету хозяина сумели возвратиться в своё жилище.
Фёдор Егорович Кобзарь построил немало жилых домов в слободе. Накануне Первой мировой войны слобода получила статус города. Для помощи семействам запасных и ополченцев Федор Егорович выделяет в своем особняке помещение на 15 кроватей для раненых.
На любом поприще Ф.Е. Кобзарь трудился с полной отдачей. Авторитет его был непререкаем. Мы видим его и на фотографии у памятника Александру II в городском саду среди самых уважаемых жителей города. Памятник был построен на средства жертвователей, к сожалению, он был снесён в 1918 году.
Война, февральская революция, октябрьские события коренным образом изменили жизнь в стране. В 1918 году началась повсеместная национализация фабрик, заводов, особняков «буржуев». Но Ф.Е. Кобзарь свой дом на площади безропотно отдал советской власти ещё до национализации. В нём с 1917 года работал Президиум горисполкома. В начале 1918 года Ф.Е. Кобзаря окончательно разорили: отобрали все дома, семенное зерно перемололи на муку, дорогие английские сельскохозяйственные машины разбили, конфисковали и банковский запас – 90 тысяч золотом.
Во имя спасения детей от голода он был вынужден обратиться с заявлением в Президиум исполкома Покровского горсовета. На заседании было оглашено заключение врача Левитана о том, что Ф.Е. Кобзарь страдает «перерождением сердца и сосудов», старший сын в семье серьёзно болен, у младшего порок сердца, все члены семьи не способны к труду. Решение было вынесено положительное выдавать ему денежное довольствие, но получил ли Кобзарь это пособие, нам неизвестно. Старожилы же с горечью вспоминали, что Ф.Е. Кобзарь в свои 69 лет стоял у покровского рынка и просил милостыню, пока его не забрал сын к себе в Саратов, где он и умер (по воспоминаниям родственников) в 1919 году.
Эти люди, чьи имена записаны в летописях церквей, оставили после себя самое главное – благодарную память. Их жизнь не была легкой и безоблачной, но их вера помогала им достойно перенести все испытания, выпавшие на их долю.
По материалам книг Е.М. Ериной «Под Покровом Богородицы» и Энгельсского краеведческого музея
Фотографии из архива Энгельсского краеведческого музея
Начало истории о храме можно прочитать здесь