Публикации
Храм начинается с молитвы
Традиция строительства православных храмов уходит корнями к первым векам христианства. Столетиями Церковь хранит каждый свой храм как великую святыню, в которой совершается самое главное таинство Церкви — Евхаристия. Об особенностях работы храмового зодчего мы побеседовали с архитектором Покровской епархии Андреем Александровичем Ивановым.
Храм — это произведение искусства
— Андрей Александрович, Вы стали проектировать православные храмы еще в студенческую пору. Как это получилось, ведь храмовый зодчий — это особая профессия.
— Когда я поступал в институт, даже не предполагал, что стану архитектором, а уж тем более — буду проектировать храмы. Я пошел на архитектурно-строительный факультет СГТУ, потому что хорошо рисовал, а на вступительных экзаменах это требовалось. Как оказалось, профессия архитектора не очень-то связана с рисованием. Отчасти, конечно, это творческая профессия, но в большей степени перед тобой стоят инженерные

задачи, и их решения связаны с пониманием конструкций, планировок, вентиляции, электрики и всего остального. Отец работал в строительной фирме и привлек меня в качестве начинающего архитектора. Первые проектные работы как раз были связаны с Троицким собором г. Саратова и резиденцией архиерея Саратовской митрополии. Постепенно я углубился в эту тему, и моя дипломная работа была посвящена как раз реставрации саратовского Троицкого собора. На защиту диплома даже пришел отец Пахомий (ныне епископ Чистопольский и Нижнекамский. — Авт.), в то время настоятель собора, и очень поразил приемную комиссию своим появлением в монашеском облачении. Такого в стенах нашего вуза еще не было.
— Может ли архитектор, неверующий человек, строить храм?
— Думаю, теоретически может. Но проектировать храм без внутреннего понимания церковной жизни крайне сложно. Нужно ясно представлять, что происходит в алтаре, в основном храмовом пространстве, в притворе, у свечной лавки. Без этого невозможно создать полноценный проект, соответствующий духовной сути храма.
Церковное зодчество во все времена отражало высшие достижения архитектуры — уровень строительного мастерства, стиля, технологий. Это, по сути, вершина архитектурного творчества. Ведь храм — это не просто здание, это подлинное произведение искусства, призванное быть духовной и визуальной доминантой.
Не случайно храмы традиционно возводили на открытых пространствах — на возвышенностях, в центре поселений, чтобы они были хорошо видны и гармонично вписывались в городскую панораму. Храм должен говорить с человеком еще до того, как человек войдет внутрь.
Черпать вдохновение из прошлого
— Что бы Вы сказали об архитектурных особенностях современных храмов? Это стремление к новизне или продолжение традиции?
— Поиск нового, безусловно, необходим, но он невозможен без глубокого понимания традиционных стилей. Чтобы сформировалась подлинно современная православная архитектура, мы должны прежде всего достичь того уровня, на котором она находилась до разрыва традиции — до 1917 года. А до мастерства зодчих той эпохи нам, откровенно говоря, еще ох как далеко.

На мой взгляд, развитие современного храма будет в первую очередь происходить во внутреннем пространстве — технологии будут совершенствоваться, возможности возрастают. Однако внешний облик должен оставаться верным традиционным формам. Архитекторы черпают вдохновение в наследии прошлого, и это естественно.
Поэтому в церковной архитектуре не должно быть революционных перемен — лишь органичное, плавное развитие, пронизанное уважением к Священному Преданию и церковному назначению храма. Ведь Церковь — это иной, священный мир, и он должен сохранять свою духовную знаковость.
— Скажите, зависит ли архитектурный облик храма от того, кому или чему он посвящен?
— Да, безусловно, хотя это проявляется не всегда явно. К примеру, если храм посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу, его облик может отличаться от храма, освященного в честь Пресвятой Богородицы. Это различие может выражаться в цветовой гамме — например, в цвете куполов или стен, в формах окон, декоративных

элементах. Но, как правило, это не кардинальные различия. Основу храмовой архитектуры по-прежнему составляют традиционные канонические образцы.
— Купола нашего Троицкого собора были сначала зелеными, а затем их перекрасили в золотой цвет. Почему так?
— Сусальное золочение куполов по сей день остается идеалом в церковном зодчестве. Золото издавна символизирует нетление и вечность, оно ассоциируется с Божественным светом и Царством Небесным. Поэтому золотой купол — это не просто декоративное решение, а глубокий символ, указывающий на вечное Божие присутствие. Золотой цвет — универсальный, уместный для любого храма, независимо от его посвящения.
Любимый храм — Троицкий
— Андрей Александрович, какие храмы Покровской епархии реконструировались и строятся по Вашим проектам?
— Это Троицкий кафедральный собор, Покровский храм, храм во имя святой великомученицы Екатерины в Новоузенске, Свято-Воскресенский храм на старом кладбище Покровска и строящийся Преображенский храм. Проект Преображенского храма не совсем мой, я его дорабатывал. Это будет очень красивый, яркий, разноцветный,

выполненный в псевдорусском стиле величественный храм, один из лучших в Заволжье. Всего более десяти храмов в Покровске и Саратове построено по моим проектам, и много работ было сделано по реконструкции храмов.
— Когда Вы работаете над проектом, полностью полагаетесь на свой вкус или главное лицо — заказчик?
— Для архитектора всегда главное лицо — заказчик. Архитектор воплощает его идею, решает задачи, которые он перед ним поставил. В храмовой архитектуре главным лицом является епископ.
— Могли бы Вы назвать любимое свое детище из тех храмов, которые проектировали?
— Проект и результат — это две абсолютно разные вещи, архитектор всегда видит свои ошибки. Даже если гордишься результатом работы, есть понимание, что можно сделать еще лучше. Любимое детище — Свято-Троицкий кафедральный собор Покровска. В него вложено много сил, каждую его деталь я знаю наизусть, к тому же являюсь прихожанином этого собора.
— Андрей Александрович, есть ли у Вас чувство, как у древних храмовых зодчих, что Ваш труд — на века?
— Я на это очень надеюсь. Когда строится здание церкви — это просто кирпичи, строительный объект. А храм начинается с молитвы людей, для которых дом Божий — самое дорогое в их жизни.
Беседовала Ольга Стрелкова