Публикации
Сомнение и вера апостола Фомы
Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой. Слово «анти» в греческом языке означает не только «против», но и «вместо», «повторение». Поэтому Антипасха — это не «анти-» в смысле «против», а «анти-» в смысле продолжение Пасхи. Это когда торжество Воскресения продолжается, укрепляется и углубляется в сердцах верующих. Начавшуюся седмицу называют еще Фоминой Неделей. С каким Евангельским событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения, она связана? Чем важна эта Неделя для верующих? На эту тему рассуждает секретарь епархиального управления священник Аркадий Махсумов.
— Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда Фома пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
Ни одно воскресение, а это малая Пасха, не посвящено ни одному из 12-ти апостолов, только апостолу Фоме. Почему? А потому что в нем есть то, чего не хватает многим взрослым людям – детскости. Это касается простоты душевной, горячности, искренности, открытости, любви. Большинство из нас, как только перестают быть детьми, утрачивают эти качества. А еще страшно видеть, как под влиянием взрослых совсем маленькие дети становятся лукавыми, хитрыми, злопамятными, коварными, расчетливыми людьми с холодным глазами. Это духовная смерть, которая может настигнуть даже несозревшего ещё человека. И потому Христос говорит нам: «Если не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» (Мф. 18: 3).
Мы иногда готовы поститься без меры, не спать, есть сухари, запивая святой водой, забывая, что бесы вообще не спят и не едят, но при этом остаются бесами. А вот ребенок не знает кривизны, не знает лукавства, если что-то его сильно волнует, он спрашивает и не отступит, не отстанет, пока не получит ответ — так для него это насущно, так важно. И вот этот способ Господь предлагает нам в качестве взыскания Божьего Царства. «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его», — говорит Господь (Мф. 11:12).
Апостол Фома, последний из апостолов увидевший Воскресшего Христа, засомневался и искренне, как ребенок, об этом сказал. Он вопрошал это с таким чувством, такой настойчивостью, как будто жизнь его зависит от того, воскрес Христос или нет. Для остальных апостолов, наверное, это не было вопросом жизни и смерти, иначе они бы тоже сомневались, переживали, мучались. Но в таком состоянии находился лишь один Фома. Он ведет себя, как ребенок, — пока не увижу, не поверю! Нам кажется, что Господь чуть ли ни порицает его за это, когда говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). Но Господь не осудил дерзновение Фомы, Он успокоил, утешил его, как утешает мать своего ребенка. У апостола Фомы это была не эмоциональная вспышка, он не сомневался в воскресении Христовом, но хотел подтверждения своей веры. И неверие Фомы подтвердило, что Воскресение Христово – правда.
Согласно Святому Преданию, апостол Фома прожил суровую жизнь, проповедуя слово Божие и создавая церкви в самых дальних азиатских странах – память об этом сохраняется в этих землях до сих пор. Он дошел с проповедью Евангелия до самой Индии и там принял мученическую смерть от языческих племен. Его растерзали. Тем самым апостол Фома засвидетельствовал не только горячность своей веры, но и решимость служить Богу до конца, до самой смерти.
Древняя мудрости гласит: если ты не готов умереть за то, ради чего живешь, то и жить не стоит. Все апостолы закончили свою жизнь страшной смертью, но в апостоле Фоме была еще детская искренность, чистота, любовь к Господу в сочетании с мужеством и абсолютным доверием к Богу.
Пусть же Воскресение Господа просветит и наши сердца, чтобы вместе с апостолом Фомой мы могли без всяких колебаний воскликнуть: «Господь мой, Бог мой!»
Священник Аркадий Махсумов