Публикации
От мирянина до пастыря
Начало нового учебного года в Покровском образовательном центре для слушателей просветительских курсов началось со встречи с епископом Покровской епархии Феодором. Владыка рассказал о своей семье, о пути к Богу, священническом призвании и более важном этапе духовной жизни — монашеском постриге. Одной из тем встречи стало предстоящее 19 октября историческое событие — Великое освящение Свято-Троицкого собора, отметившего в этом году 200-летний юбилей. Встреча длилась около двух часов, ее участники отметили открытость, искренность владыки, глубокие ответы на самые разные вопросы. Печатную версию этой встречи предлагаем читателям нашей газеты.
Ищите ответы в Евангелии
— Владыка, в первом интервью, которое мы записали почти сразу после Вашего приезда в Покровск, Вы с надеждой говорили о соработничестве, о той симфонии, которая должна сложиться
между правящим архиереем и духовенством, с паствой, со светской властью. Как сегодня, спустя несколько месяцев, Вы оцениваете эти отношения?
— Ответы на все вопросы, которые нам преподносит жизнь, мы находим в Евангелии. Как налаживать отношения с людьми, тоже определено Евангелием: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Этот закон позволяет правильно выстраивать отношения со всеми. Я был воспитан старыми архиереями и видел, как они обращаются с духовенством, прихожанами — это всегда либо братское общение, либо отеческое попечение. Но у меня имеется еще опыт семейной жизни, опыт устроения семьи. Не случайно в Писании есть такие слова: Епископ должен быть непорочен, одной жены муж… хорошо управляющий домом своим (1 Тим. 3, 2, 4). Сейчас уже значимость этих слов утрачена, но смысл фразы в том, что если человек может управлять семьей, малой церковью, то он может управлять и Церковью большой. Думаю, что у нас наладится жизнь нашей большой епархиальной семьи.
— Владыка, давайте еще раз вспомним Ваш путь в священство, он не совсем обычный. Вы выбираете профессию военного врача, а потом, много лет проработав в медицине, расстаетесь с ней. Почему?
— Я бы так не сказал. Я же невропатолог и также продолжаю практиковать, только в иных формах. Если серьезно, то все идет из семьи. Многие мои предки были связаны либо с государственной службой, либо с военной. Оба моих деда воевали, один прошел всю войну, другой был серьезно ранен и комиссован. Мой отец закончил военное училище и служил инженером танковых войск, мама всю жизнь проработала школьным учителем. Родители были верующими, они венчались, когда начались хрущевские гонения на Церковь, и могли лишиться своего места. Но они этого не побоялись, а потом и меня крестили в каком-то маленьком селе, где их никто не знал. В чине венчания помимо благословения чадородия есть такие слова: «Молитвы родителей утверждают основания домов». Имеется в виду, конечно, не материальное жилище, а дом духовный. То есть ребенок — плод этого церковного таинства, на нем родительское благословение.
Впервые у мощей святого
— Кто еще повлиял на Ваше воцерковление в детстве и юности?
— Мое детство прошло за границей, где можно было свободно приобрести духовную литературу, у нас в стране ее не было. Домой я привез Библию, это было большой редкостью, потому что в то время священные тексты переписывались от руки, и верующие передавали их друг другу. Потом мы жили на Западной Украине, где я впервые увидел, как колядуют на святках, там это не запрещалось. Я рано начал интересоваться религиозной
темой, и Господь посылал мне людей, стремящихся к Богу. В Ленинградской военно-медицинской академии, где я учился, преподаватель латыни оказался верующим человеком, и он находил время изучать с нами не только древний язык, но и Закон Божий. Этот человек горел желанием поделиться с нами сокровенными знаниями о Боге. Он проработал всего три года, стали поступать жалобы, что в нашей группе ведется разнузданная религиозная пропаганда, и его уволили. Но он, посеяв в наших душах зерна веры, уже не оставлял нас и водил по местам, куда мы сами попасть не могли. По его пропуску я, занимаясь научной работой, попал в закрытый отдел музея религии и атеизма, который в то время находился в Казанском соборе. Там хранились мощи преподобного Серафима Саровского, и так в 1981 году я впервые оказался у мощей святого. Под влиянием нашего педагога я стал серьезно думать о том, чтобы бросить учебу в академии и пойти учиться в духовную семинарию. Но этот же человек посоветовал получить медицинское образование, а потом думать о пути в священство, и я стал военным врачом. Спустя много лет, после увольнения из армии, продолжал лечить людей и одновременно помогать в храме, получать духовное образование.
Внутренне я был готов к монашеству
— Следующий этап Вашей духовной жизни — монашеский постриг. Как Вы решились на этот шаг? Наверное, этот вопрос Вам задают чаще всего, ведь Вы были семейным человеком.
— Когда я служил диаконом, а потом священником в Ахтубинске в храме Архистратига Божия Михаила, его настоятелем был архимандрит Андрей (Листоверов), он и приобщил меня к монашескому образу жизни. Родители жили тогда в Чебоксарах, им требовалась моя помощь, и я собрался переезжать, но супруга ехать отказалась. Чувашский митрополит Варнава, узнав мою семейную ситуацию, благословил на монашеский постриг.
Он состоялся в апреле 2012 года в Свято-Троицком мужском монастыре города Чебоксары, а через несколько месяцев в Храме Христа Спасителя в Москве состоялась моя хиротония во епископа. К этому времени я уже жил один и внутренне был готов к монашеству. С сыновьями я общаюсь, они приезжают ко мне, а супруга, как это ни парадоксально, воцерковилась и сейчас поет на клиросе и регентует.
— Владыка, возглавляя Алатырскую епархию, Вы получили богатый опыт ее развития по многим направлениям. Что-то из этого опыта будет внедряться в Покровской епархии?
— Предыдущие епископы Покровской епархии очень много потрудились, чтобы создать здесь хороший потенциал для дальнейшего развития церковной жизни по многим направлениям. Здесь возможности даже больше, чем в Алатыре, один Покровск по численности населения превышает в несколько раз всю Алатырскую епархию. Я вижу здесь неравнодушных людей, священников, готовых работать на благо Церкви.
Великое освящение храма — его второе рождение
— Владыка, давайте поговорим о предстоящих событиях, связанных с 200-летним юбилеем Троицкого собора. Как пройдут праздничные дни? Поясните, пожалуйста, почему в этом году будет совершаться Великое освящение собора, если храм стоит на покровской земле уже 200 лет?
— Троицкий храм был обычным приходским храмом, и достаточно было того, чтобы освященный антиминс был передан в храм, а с антиминсом можно служить в любом месте. Долгие десятилетия здесь находились светские учреждения, а по церковному правилу необходимо Великое освящение, даже если сдвинули престол, это же святыня, которая должна быть
нерушима. Великое освящение храма проходит за закрытыми вратами, и люди не видят, что происходит в алтаре. А там совершается важное таинственное событие, которое можно сравнить с рождением ребенка, рождением духовным. Великое освящение можно еще уподобить таинству Крещения, когда человеку дается особый дар Божий, особая благодать. Оно включает освящение престола, помазание его святым миром, освящение стен храма, крестный ход со святыми мощами, и завершится этот торжественный чин Божественной литургией. Великое освящение, которое состоится 19 октября, возглавит Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, он будет освящать центральный предел, а митрополит Саратовский и Вольский Игнатий — Екатерининский. То есть одновременно будет происходить два больших события.
— А что будет с Казанским пределом?
— Казанский предел упразднен, на месте царских врат будет стоять чудотворная икона святителя Николая, и к ней можно будет подниматься по ступенькам и прикладываться. Место этой почитаемой иконы в иконостасе подчеркнет ее важность.
Подготовила Ольга Стрелкова