Публикации
Кампания по изъятию церковных ценностей в Саратовской губернии и ее последствия
В 2022 году исполнилось 100 лет кампании по изъятию церковных ценностей, необходимость которой обосновывалась борьбой с поразившим страну голодом. Причиной массового голода 1921–1922 годов в ряде регионов России были жестокая засуха и проводимая советской властью во время гражданской войны продразверстка — продотряды, случалось, забирали у крестьян все зерно без остатка. Святейший Патриарх Тихон летом 1921 года призвал христиан разных стран откликнуться на нужды русского народа, веками кормившего Европу и теперь умиравшего от голода. Позднее Патриарх обратился к верующим, призывая к пожертвованиям, и разрешил отдавать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения, утварь и имущество, не имеющие богослужебного употребления. Однако Русской Православной Церкви запретили иметь свой комитет помощи голодающим и потребовали передачи всех собранных средств в государственный комитет. Церковь, несмотря на то что собрала более 9 млн рублей, была обвинена в том, что ничего не сделала для борьбы с голодом.
Первым толчком к проведению в Саратове кампании по изъятию церковных ценностей стала публикация в главной газете губернии «Известия Саратовского Совета», в номере от 24 января 1922 года, статьи бывшего главного комиссара Балтийского флота Ивана Петровича Флеровского (1888–1959) «Голод и церковное золото». В пафосной публикации ответственного редактора газеты (в будущем — заведующего отделом ТАСС) приводится пример священника из Мелитопольского уезда, по призыву которого было решено отдать на борьбу с голодом все золотые и серебряные предметы церковной утвари. Завершается статья уже прямым требованием: «Церковное золото и серебро — на хлеб для голодных». В следующем номере газеты также содержится конкретный призыв к «рабочим, крестьянам и всем честным гражданам»: «Требуйте церковное золото на голод!».
Еще через четыре дня Флеровский, развивая тему, публикует статью «О голоде, церковном золоте и лицемерии», в которой вопрошает: «Хотим ли мы отнять у верующих священные предметы? О, нет. Не было более гуманной, осторожной и терпеливой власти к церкви, нежели наша Советская власть» — и далее заверяет: «Даже для голодных мы не прибегали, не прибегаем и не прибегнем к конфискации церковных драгоценностей». Но не прошло и месяца, как прибегли. Газетой была развернута широкая агитационная кампания, почти в каждом номере публиковались отзывы с требованием изъятия ценностей Церкви. Позднее даже было объявлено, что саратовская газета — инициатор всей кампании.
Сотрудник редакции встретился с епископом Саратовским и Петровским Досифеем (Протопоповым; 1866–1942), который сообщил, что «признаёт вполне возможным выделение части церковной драгоценной утвари как-то: золотых и серебряных сосудов, крестов, риз, венчиков и драгоценных камней с икон, из панагий и пр., для реализации их в помощь голодающим». Будущий лидер обновленцев, настоятель Александро-Невского кафедрального собора г. Саратова протоиерей Николай Русанов (1862–1933), сообщил, что «идея, высказанная в статье тов. Флеровского, “чудная идея”» и что «перед лицом голода нужно сделать все, что только можно». Вскоре последовало обращение епископа Досифея 23 февраля 1922 года к верующим о пожертвовании части церковных ценностей в фонд помощи голодающим.
Изъятие церковных ценностей стало еще одним из этапов гонений на Русскую Православную Церковь в советский период. Реальной целью всей этой кампании была вовсе не помощь голодающим, а получение валютных средств на нужды властей, дискредитация и разрушение Церкви как организационной структуры, проведение репрессий против духовенства и приходского актива.
В письме от 19 марта 1922 года председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин разъяснил членам Политбюро необходимость насильственного изъятия церковных ценностей следующим образом: «Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности — совершенно немыслимы». На первом месте здесь — государственная внешняя и внутренняя политика в целом, на втором — восстановление народного хозяйства как ее существенная часть, и на третьем — актуальная в тот момент дипломатическая задача, а о помощи голодающим — ни слова.
16 февраля 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества инициированный Л. Д. Троцким декрет о насильственном изъятии церковных ценностей. То есть этот декрет являлся законодательным обеспечением задач Комиссии по учету и сосредоточению ценностей, которая никакого отношения к помощи голодающим не имела. На практике это означало изъятие не только драгоценных окладов, подсвечников, крестов, но и освященных для литургического употребления сосудов, чаш, лжиц и дискосов, употребление которых для небогослужебных целей канонически недопустимо.
Саратовская губернская комиссия по изъятию церковных ценностей была создана на заседании Президиума Саратовского исполнительного комитета 8 марта 1922 года. В ее состав вошли четверо: председатель комиссии — член ВЦИК и председатель губисполкома Иван Петрович Ерасов, заместитель председателя комиссии — член губисполкома Михаил Борисович Самсонов, члены комиссии — завгубфинотделом Николай Петрович Трофимов и заместитель председателя губкомпомгола (губернского комитета помощи голодающим. — Ред.) Петр Осипович Кульманов.
Документы деятельности Саратовской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей, хранящиеся в Государственном архиве Саратовской области (ГАСО), составили 18 дел и были рассекречены 9 декабря 2002 года.
Известно, что на местах были сформированы, помимо официальной, секретные руководящие комиссии по учету, изъятию и сосредоточению церковных ценностей.
Саратовская губернская комиссия проводила изъятие церковных ценностей в городе Саратове и руководила изъятием в уездах, где его проводили уездные подкомиссии. На заседания комиссий первоначально (как и было указано в декрете) приглашались представители приходов, однако впоследствии власти от этого отказались.
Комиссия изымала все предметы из серебра, золота (в качестве лома) и драгоценные камни — за исключением минимума культовых предметов (причем самых малоценных), позволявших совершать службу. 19 марта комиссия рассматривала вопрос о том, какое количество предметов из церковных ценностей оставлять. Было постановлено: «1) Как правило все ризы снимать, а также и серебряные венчики снимать. 2) Из сосудов — оставлять руковод[ствуясь] числом престолов и велич[иной] прихода. Если престол один — то сосуд оставить один. Если престолов два и больше — то два.
3) Из ковчегов — если престол один — то один, если два или более — то не более двух. 4) Из крестов — один на престол (сколько бы ни было престолов) и по одному на каждого свящ[енника] для треб. 5) Из Евангелий — одно на престол (сколько бы их ни было) и из молебных по числу священников. 6) Из дароносиц — оставить по числу священников. 7) Ковшики для теплоты не оставлять. 8) Серебр[яные] лампады все снимать. 9) Чаши для прич[ащения] на дому — оставлять».
14 марта на коллективную просьбу верующих Александро-Невского кафедрального собора оставить ризы на некоторых иконах и принять их стоимость советскими дензнаками комиссия ответила отказом, поскольку «декрет устанавливает изъятие ценностей, а не выкуп их». По ходатайству представителей Губмузея А. М. Кожевникова и А. Д. Скалдина два оклада местных икон главного алтаря и венчики на иконах иконостаса верхней церкви были оставлены, а ризу иконы Воскресения Христова из нижнего храма взяли вместе с иконой.
Однако уже на следующем заседании комиссии, прошедшем 16 марта, коллективам верующих было предоставлено право в определенный срок заменять предметы, подлежащие изъятию, но не деньгами, а первоначально — равным количеством серебра или золота, а с 15 мая — не менее чем в полуторном эквиваленте. Известна телеграмма приходской общины Сергиевской церкви г. Саратова В. И. Ленину с просьбой уменьшить троекратное возмещение за изъятый потир до двойного. 6 июня последовала резолюция М. И. Калинина: «Разрешить оставить в пользовании на условиях Саратовской комиссии».
Изъятые ценности направлялись в центральный орган Гохрана, на счет Центральной Комиссии помощи голодающим, для реализации с целью приобретения продовольствия и семян для посева. Реализация ценностей на местах не производилась.
Предметы, представлявшие собой музейную ценность, учитывались отдельно и изымались в Губмузей. Так, например, несмотря на просьбы верующих, из крестовой Успенской церкви Архиерейского дома 24 апреля была изъята чтимая, с мощевиками икона Божией Матери «Скоропослушница». Из Воскресенской кладбищенской церкви изъяли три иконы древнего письма — благословляющего Спасителя, Божией Матери и пророка Иоанна Предтечи. На прошение коллектива верующих Введенской церкви с просьбой о выкупе одного сосуда, поданное 3 мая, им это было запрещено на основании того, что он «как музейный д[олжен] б[ыть] изъят в Губмузей».
Газета «Известия Саратовского Совета», публикуя информацию о пожертвованном и изъятом из храмов, неизменно подчеркивала недостаточность помощи голодным от Саратовской епархии, публиковались письма поддерживающих кампанию по изъятию ценностей, карикатуры на священнослужителей. И это несмотря на то, что протоиерей Леонид Поспелов привез для голодающих Саратовской губернии только от духовенства города Киева 25 пудов муки, а вообще из поездки по Украине и Белоруссии — целый поездной состав с мукой. Работу уездных комиссий, как было рекомендовано губкомиссией, освещала местная печать.
В саратовском крае, где наличие голода, вплоть до людоедства, не нужно было доказывать, прихожане не оказывали сопротивления этим поборам. Известно только об одном случае, когда на защиту святынь Ильинского храма г. Саратова собралось около 100 человек, и был вызван наряд охраны, после прибытия которого люди были вынуждены разойтись. В целом же по стране кощунственные действия властей вызвали протесты верующих. Наибольшую известность получили события в городе Шуе Иваново-Вознесенской губернии, где несколько тысяч православных пытались воспрепятствовать изъятию и даже разоружили часть красноармейцев. Войска открыли по людям пулеметный огонь.
В связи с этим в упомянутом письме от 19 марта 1922 года Ленин дает указание: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Наиболее активные протестующие предстали в Иваново-Вознесенске перед Верховным трибуналом ВЦИК, приговорившим за контрреволюционную деятельность троих из них к смертной казни, еще 16 человек — к различным срокам заключения. Революционные трибуналы состоялись также в Петрограде и Москве. К середине 1922 года по делам, связанным с кампанией, по стране прошел 231 судебный процесс над более чем семью сотнями обвиняемых.
При саратовской газете вышло два номера журнала «Черная година», часть которого была посвящена теме изъятия церковных ценностей. В частности, цитировались слова поддерживающего кампанию протоиерея Сергия Ледовского (1862 — после 1928), который был в это время активным обновленцем.
Тем не менее, в отличие от отца Николая Русанова, протоиерей Сергий Ледовский спустя некоторое время принес покаяние в обновленчестве, присоединился к Патриаршей Церкви, служил в 1927 году в Серафимовском храме и вел активную работу по убеждению причта и прихожан Воскресенского храма последовать его примеру и воссоединиться с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским).
16 апреля саратовская комиссия решила прекратить прием коллективов верующих по вопросу о необходимых для них предметах и обсуждать вопрос об изъятии без представителей приходов. Тогда же был положительно решен вопрос «брать или не брать ризы с чтимых икон». Так была изъята, например, вместе с ризой икона «В скор-бех и печалех Утешение» из церкви-часовни при Архиерейском доме.
В Государственном архиве Саратовской области сохранились сведения о проведении кампании в Аткарском, Балашовском, Хвалынском, Вольском, Еланском, Кузнецком, Петровском, Сердобском, Саратовском, Дергачевском, Покровском, Камышинском уездах Саратовской губернии.
Работа по изъятию ценностей в городе Саратове, согласно отчетной телеграмме в Центральную Комиссию помощи голодающим, была окончена 20 мая 1922 года. В уездах эту работу планировали окончить к 28 мая, но, по архивным данным, она велась еще и в июне. По Саратову на 22 мая было изъято серебра 154 пуда 9 фунтов 5 золотников 73 доли, золота 7 золотников 25 долей; 15 бриллиантов и 7 розочек около двух карат. По уездным городам собрано серебра 54 пуда 10 фунтов 87 золотников 73 доли, золота 2 фунта 8 золотников 31 доля, бриллиантов 40 карат[1].
Часть священнослужителей страны добровольно призывала жертвовать ценности, другие отказывались, полагая, что пожертвованные литургические предметы могут пойти не на помощь голодающим, а на совсем другие цели. Все это способствовало запланированному властью расколу Православной Церкви на старую, «тихоновскую», и обновленческую — лояльную к советской власти и управляемую ею.
Несмотря на то что саратовцами в ходе изъятия ценностей сопротивления оказано не было, в апреле 1922 года правящий архиерей Саратовской епархии епископ Саратовский и Петровский Досифей был привлечен к следствию, начатому Саратовским губотделом ГПУ. Дело возникло в связи с тем, что ГубЧК была перехвачена посланная епископом Досифеем Патриарху Тихону в апреле 1921 года заказным письмом по почте апелляционная жалоба С. М. Казакова по его бракоразводному делу. Это дало повод ГПУ обвинить епископа Досифея и сотрудников его канцелярии в нарушении декрета об отделении Церкви от государства.
Вскоре, в процессе следствия, добавились и политические обвинения. 9 июня 1922 года епископ Досифей был обвинен в «умышленном отмалчивании в процессе изъятия церковных ценностей, в противной информации о таковом подведомственного ему духовенства, в солидарности с контрреволюционным воззванием Патриарха и в недаче руководящих нитей по епархии в пользу изъятия». К следствию в качестве обвиняемых были привлечены также протоиерей Духосошественской церкви Саратова Михаил Николаевич Виноградов, личный секретарь епископа — бывший инспектор семинарии Николай Васильевич Златорунский, настоятель Митрофаниевской церкви Саратова протоиерей Николай Алексеевич Коноплев, протоиерей Крестовоздвиженской церкви Михаил Алексеевич Протассов, священник Валентин Никандрович Быстренин, священник Александр Васильевич Несмелов, письмоводитель канцелярии епископа Павел Ефимович Рождественский. Допрашивались епископ Вольский Иов (Рогожин) и епископ Уральский и Покровский Тихон (Оболенский). После 15 июня семь обвиняемых были освобождены под подписку о невыезде, а епископ Досифей 17 июня был помещен в Саратовский губисправдом.
15 апреля 1922 года в Саратовский губисполком пришла секретная телеграмма от секретаря ЦК РКП Сталина о работе с лояльным к советской власти духовенством: «Необходимо в согласии с решениями совещания ответственных секретарей Губкомов и Предгубисполкомов принять меры к тому, чтобы взять на учет лояльные элементы духовенства и побудить их выступить против нынешней церковной иерархии, которая выступила контрреволюционно против Советской власти, обнаружила свою злую волю и бессилие и тем скомпрометировала себя вконец. Лояльные элементы духовенства должны получить уверенность, что Советская власть, не вмешиваясь во внутренние дела церкви, не позволит контрреволюционным иерархам расправляться над демократическим элементом духовенства. [Надо всемер]но подталкивать лояльных попов на лозунг нового поместного собора для смещения контрреволюционного патриарха и […], ни Губкомы, ни Губисполкомы ни в коем случае не участвуют в этой работе официально или открыто. Инициатива должна исходить от демократических попов и верующих мирян. Третье. Работу в указанном смысле надлежит вести энергично, дабы довести до конца то движение, которое возникло в недрах церкви на почве изъятия ценностей».
После ареста епископа Досифея было организовано Церковное управление Саратовской епархии. 8 июня 1922 года епископ Вольский Иов (Рогожин) и протоиерей Николай Русанов от лица этого органа обратились в губисполком с просьбой о передаче им дел канцелярии епископа Досифея. Однако вскоре епископ Иов был объявлен собранием группы «Живая церковь» уволенным от управления епархией. Обновленческое «Временное Управление Саратовской Церкви» возглавил престарелый викарный епископ Николай (Позднев), живший в мужском монастыре.
Кафедральный Александро-Невский собор оказался в руках обновленцев. В докладной записке в бюро фракции РКП ВЦИК от 14 октября 1922 года И. П. Ерасов так охарактеризует это событие: «Среди масс верующих движение не пользуется никаким авторитетом и подавляющее большинство коллективов верующих не допускают к совершению обрядов тех священников, кои принадлежат к живоцерковцам. С большим трудом, осторожными действиями удалось для последних выделить центральный собор в городе, в котором они и отправляют религиозные обряды».
К концу 1922 года многие саратовские храмы перешли в руки «живоцерковников», примирилась с ними и часть церковных советов. По воспоминаниям А. А. Соловьева, у православных Саратова осталось восемь церквей: Троицкий собор, Сергиевская, храм в Крестовоздвиженском женском монастыре, храм при Киновии, Старо-Покровская, Маминская и крестовая, «перешедшая в небольшую старинную единоверческую церковь», Спасо-Преображенскую. Такое положение продолжалось вплоть до Троицы 1923 года, когда были тайно хиротонисаны два православных архиерея — епископ Петр (Соколов) и епископ Николай (Парфенов) — и большинство приходов вернулось в Патриаршую Церковь.
14 сентября 1922 года ввиду ходатайств коллективов верующих епископу Досифею была изменена мера пресечения: владыку освободили из-под стражи «на поруки» приходов кафедрального собора и крестовой церкви. Однако 24 октября последовал новый его арест.
Уполномоченная Советами коллективов верующих Александро-Невского кафедрального собора, крестовой Успенской церкви, Сергиевской, Владимирской, Никольской и Киновийской церквей 26-летняя курсистка медицинского факультета Саратовского университета Нина Михайловна Ветвицкая отправилась в Москву, во ВЦИК, куда 4 ноября передала ходатайство об освобождении епископа Досифея. По некоторым данным, ей удалось попасть на прием к Калинину, также она встречалась со Святейшим Патриархом Тихоном, которому передала продукты.
Н. М. Ветвицкая писала: «Приношу жалобу на действия представителей “Живой церкви”, протоиереев Коблова и Русанова, ходатайствую об освобождении из-под стражи епископа Досифея. Епископ Досифей, приглашенный зарегистрированными общинами г. Саратова, представительницей коих я являюсь, руководить церковной жизнью, был 24 октября с. г. арестован органами ГПУ г. Саратова, по доносу названных Коблова и Русанова. Ничего незаконного в отношении советской власти еп. Досифей не проявлял, будучи безусловно лояльным гражданином. Я, Ветвицкая, заявляю, что епископ Досифей является политически благонадежным лицом, за что ручаются все верующие Саратова. Ходатайствую о срочном освобождении еп. Досифея, арестованного без всяких оснований… [и] об обращении внимания на вредную деятельность живоцерковцев, разлагающих население и вносящих смуту».
На основании этого заявления сначала было заведено дело на председателя ГИК Ерасова, которое, однако, было прекращено. А владыку Досифея отправили в пятилетнюю ссылку в Нарымский край (ныне город Колпашево Томской области).
21 ноября 1922 года Нина Ветвицкая была арестована. При обыске у нее нашли копию письма, отправленного Ленину, в котором «она делает резкие нападки на местную гражданскую власть, как вмешавшуюся в их культовую деятельность». 5 января 1923 года она была заключена в Губисправдом и затем, по постановлению комиссии НКВД по административным высылкам от 30 марта 1923 года, на основании обвинения в распространении контрреволюционных слухов была выслана в Зырянскую область на три года под гласный надзор ГО ОГПУ. Умерла от туберкулеза в 1940 году. Ее сын Игорь Константинович Мальцев окончил Московскую духовную семинарию, служил священником некоторое время в Саратовской, затем в Ярославской епархии, скончался в сане митрофорного протоиерея в 2000 году.
Председатель губисполкома Иван Петрович Ерасов занимал высший в губернии административный пост почти пять с половиной лет. В мае 1933 года он стал заместителем министра легкой промышленности РСФСР и жил в Москве. В 1936 году, согласно частным свидетельствам, был арестован по доносу собственной жены и скончался, предположительно, в тюрьме.
Владыка Досифей в феврале 1923 года привлекался в качестве свидетеля по делу Святейшего Патриарха Тихона. В том же году был осужден губернским ревтрибуналом на 5 лет лишения свободы. Отбывал срок в Бутырской тюрьме в Москве и в Томском округе. В заключении не терял силы духа. Он писал из Сибири саратовскому протоиерею Михаилу Сошественскому: «Со Господом и в тюрьме хорошо, и на этапе, и в ссылке… Около сотни епископов в ссылке или в тюрьме, но благодушны, а отступники на свободе мятутся, внутренне мучаясь, переходят из града во град, ища себе чад, но не находят, ибо сами они перестали быть чадами Святой Православной Церкви». Был освобожден в 1926 году и ненадолго вернулся к управлению епархией, но вскоре был вновь приговорен к трем годам ссылки и уволен на покой. Скончался в марте 1942 года. Его тело было предано земле на Воскресенском кладбище Саратова, при большом стечении верующих, протоиереем Николаем Чуковым, который в свое время был осужден в связи с изъятием ценностей в Петрограде вместе со священномучеником Вениамином (Казанским). Отец Николай в том же году принял монашество с именем Григорий и в сане архиепископа возглавил Саратовскую кафедру (с 1945 года — митрополит Ленинградский и Новгородский; 1870–1955).
В итоге средств от изъятых церковных ценностей оказалось гораздо меньше, чем денег, добровольно собранных верующими, и несопоставимо мало в сравнении с планами властей получить в результате изъятия несколько сот миллионов или даже миллиардов рублей. Чтобы прикрыть аферу с церковными ценностями аргументом, направленным против «преступных заявлений» и сомнений верующих, организатор кампании Л. Д. Троцкий согласовал с Политбюро ЦК РКП(б) покупку продовольствия на «демонстрационный» миллион золотых рублей — в счет будущей реализации. На часть этих денег было закуплено некоторое количество финской муки.
Большая часть изъятого у Церкви серебра ушла на монетный двор для чеканки монеты при реформе денежного обращения, другие части церковного имущества были распроданы в 1923–1926 годах, часть была потрачена на проведение самой кампании, на антирелигиозную агитацию, а также на содержание партийного и советского аппарата. Много изъятого было разворовано представителями властей, о чем свидетельствовали последующие судебные процессы над сотрудниками Гохрана. Впоследствии, в связи с продолжающимся наступлением на Церковь и массовым закрытием храмов, изъятие церковного имущества в СССР продолжалось.
К началу Великой Отечественной войны все православные храмы в Саратовской области были закрыты, многие — стерты с лица земли. Официально богослужения были возобновлены только в октябре 1942 года в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова.
Источники:
Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-23478. ГАСО. Ф. Р-184. Оп. 1. Д. 1–18; Ф. Р-521. Оп. 4. Д. 26; Ф. Р-521. Оп. 1. Д. 767; Ф. Р-540. Оп. 2. Д. 23; Газета «Известия Саратовского Со -вета», 1922. Ковалева И. И., Кривошеева Н. А. / Саратовская епар -хия в 1917–1930 гг. Мемориальная записка А. А. Соловьева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного универ сите-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви, 2010.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала М. Н. Шашкину, А. Г. Колдину, протоиерея Михаила Воробьева и сотрудников ГАСО.
Валерий Теплов