Черной страницей в православной летописи Покровска стал 1930 год. В этом году Троицкую церковь закрыли, а здание передали городской библиотеке.
В усеченном, «обезглавленном» виде, без колокольни и купола, здание церкви долгие 60 лет продолжало служить людям: здесь располагался книжный фонд библиотеки и читальный зал, в одном из зданий храмового комплекса работала станция юных техников.
Читателя, входившего в упраздненную церковь, встречал на месте бывшего иконостаса громадный поясной портрет вождя, ласково улыбавшегося из-под исполинских усов, а рядом — заваленный книгами стол и библиотекарь.
В послевоенные годы библиотека часто отапливалась сланцем, который выделял сильный угарный газ. Зимой в помещении не раздевались, работали за столами читального зала в верхней одежде, было очень некомфортно, зимой и летом сотрудникам приходилось ходить в валенках.
Сверху читальный зал освещала лампочка, которая находилась на длинном шесте, нависавшем над залом и прикрепленном на втором этаже здания. «Этот дом вызывал досаду какой-то очевидной несообразностью. Широко поставив свои стены, он предполагал и значительную высоту, которой как раз и не было. Плоская, изрядно проржавевшая крыша прижимала здание к земле, отрывая его от небес, смотреть и указывать на которые было его назначением», — вспоминал почетный гражданин города Энгельса, режиссер-документалист Д.А. Луньков.
Искаженное до неузнаваемости здание бывшей Свято-Троицкой церкви, тем не менее, оставалось памятником истории и культуры, охраняемым государством. Здесь, как в светском учреждении, проводились систематически текущие ремонты, менялось освещение и т.д. Но несмотря на усилия библиотекарей здание Свято-Троицкой церкви находилось в аварийном состоянии.
С конца 1980-х годов в городе стал обсуждаться вопрос о возвращении здания Свято-Троицкой церкви. По воспоминаниям бывшего директора Центральной городской библиотеки Н. Куновой, сотрудники начиная со второй половины 1987 года стали готовить фонды для переезда. «Долгое время вопрос с помещением для библиотеки оставался открытым, и верующих направляли в библиотеку, как будто за нами было последнее слово и решение вопроса», — вспоминали сотрудники.
На анкету «Быть ли храму?», напечатанную в городской газете «Коммунист» в 1989 году, откликнулись тысячи горожан и сказали свое решительное: «Да! Церкви быть!». Но путь от решения «народного вече» до передачи здания был долог и тернист…
Редакция газеты обратилась с открытым письмом в исполком городского Совета народных депутатов по поводу решения общественности города о дальнейшей судьбе здания Свято-Троицкой церкви. Соответствующим отделам исполкома были даны конкретные поручения для решения этих вопросов. До передачи здания Церкви оставалось еще 1,5 года…
Продолжение следует…
По материалам Энгельсского краеведческого музея и книгам Е.М. Ериной