Публикации
Как наше слово отзовется
В недалеком прошлом в общественных местах, по крайней мере — в транспорте, на улицах и так далее, сквернословие, те слова, которые мы называет коротко матом, были достаточно редким явлением. И это порицалось окружающими. Сегодня мат, как джин, вырвался из бутылки и прочно вошел в нашу жизнь. И что самое страшное, именно в молодежной подростковой среде. Наше подрастающее поколение на нем просто разговаривает. Да что там говорить, его «приносят» в детский сад и «уносят» оттуда домой малыши. И сегодня мы говорим об этом попрании нашего великого и богатого русского языка с настоятелем храма во имя святого Архангела Михаила села Питерки протоиереем Сергеем Ясиновским.
— Отец Сергий, куда уходят корни бранных слов, сквернословия? В древние времена такие слова присутствовали в речи людей?
— Скверные, бранные слова были присущи человечеству, наверное, всегда, с момента его грехопадения. Тогда осквернилась не только его человеческая природа, но и язык. Но в давние времена народ все-таки редко матерился в быту. Самым страшным ругательным словом было «черт», но те, кто чертыхался, и те, кто это слышал, в страхе озираясь, осеняли себя крестом. А после Октябрьской революции, когда началось богоборческое движение, развязность языка начала процветать все больше и больше. Вообще форма сквернословия является следствием возрождения язычества, поклонения языческому культу, богам. Мы, христиане, перестаем быть солью, светом для мира, язык у нас становится грязным, некрасивым.
— Почему святитель Тихон Задонский называл матерные слова одним из тяжких грехов, ядом, закрывающим дверь к искренней молитве и отравляющим бессмертную душу?
— Это действительно так. Помните, что говорил Христос книжникам и фарисеям: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст оскверняет человека» (Мф. 15, 11). Потому что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи. От гнилого сердца и уста гнилые, говорили святые отцы: «Речь твоя яве тя творит». То есть, когда человек таким образом выражается, это очень большая беда для него, это определенное заболевание души, которое у святых отцов называется гнилью. Если перевести на современный язык, это то, что разъедает душу, разрушает ее. И причем не только у того, кто сквернословит, но и у того, кто слышит эту брань. Апостол Павел в своем Послании, перечисляя разные грехи, говорит: «Не обольщайтесь, сквернословы Царство Небесное не наследуют». Сквернословие – это тяжелая форма заболевания духовного, потому что от него идут и другие грехи. Ругаясь, человек становится раздражительным, злым и в итоге способен даже совершить преступление, встать на неправедный путь. Слово — очень серьезное оружие.
— Один из ведущих нейрохирургов утверждает, что речевой центр мозга господствует над остальными органами человека и обладает такой силой, что способен контролировать все его тело. Воздействие мата, бранных слов равносильно радиационному облучению, то есть, они вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации.
— Не случайно же врачи настоятельно рекомендуют беременным женщинам не смотреть фильмы, в которых присутствует агрессия, и уж, конечно, не ругаться матом. Грязная брань воздействует на ребенка, которого они носят, отравляет младенца еще до появления его на свет Божий.
— Были ли в вашей практике случаи, когда кто-то во время исповеди каялся в грехе сквернословия?
— Это один из таких липких грехов, которым многие согрешают, даже не зная, что это грех, поэтому о нем на исповеди не говорят. Хотя понимание того, что мат — это нехорошо, есть и у взрослых, и у детей. Но потребности покаяться в нем на исповеди у людей почему-то нет.
— Как вы считаете, что может помочь в борьбе со сквернословием, как вы ведете себя в ситуации, когда рядом с вами кто-то ругается матом, что посоветуете другим в этом случае?
— Нельзя разом заставить людей не материться, не засорять свою речь омерзительными словами. Но мы можем и должны каждый на своем месте бороться с этим постыдным явлением. Ведь не сложно вежливо попросить, чтобы не произносили грязных слов в вашем окружении, в общественных местах, в транспорте. Нужно доносить до людей, что это плохо, низко и, наконец, богохульно. Говорить об этом в семье, в школе, к примеру, на тех же классных часах. Мир мы не можем изменить, это дело Божие, но Господь спросит нас – пытались ли мы хоть как-то изменить ситуацию, боролись ли со словесной распущенностью? Но делать это надо с любовью, разумением. Колкие замечания и нравоучительные наставления ни к чему хорошему не приведут и только навредят. Хотя бывает и так, что в некоторых критических ситуациях лучше промолчать.
— Когда явно, что можно нарваться на грубость, на негативную реакцию.
— В этом случае можно последовать совету святого праведного Иоанна Кронштадского и просто мысленно помолиться за человека. Он говорил, что это полезно делать в любых ситуациях, когда у вас нет возможности как-то повлиять на неё. Тогда достаточно простых обращений к Богу, и Он услышит вас.
— Писатель и публицист, азербайджанец по национальности, Василий (Фазиль) Ирзабеков в своей книге «Тайны русского слова», можно сказать, сложил гимн созидающей силе нашего великого и могучего русского языка. А мы, русские люди, не ценим его, попираем его Божественную силу. В чем, по-вашему, главная причина этого?
— Мы растеряли традиционные семейные и христианские ценности, свою идентичность, поддавшись на красивую картинку жизни на западе. И это отразилось на всех институтах нашего общества. На семье, на системе образования, из которого убрали самое главное — его духовную составляющую. Из самой читающей страны мы превратились в общество потребителей. Сейчас, слава Богу, появились духовные ориентиры, но за те безбожные годы у нас сформировалось несколько поколений, уже упущенных в этом плане. А язык не просто отражает систему ценностей человека и общества, но и определяет само мировоззрение человека, его поведение, культуру. Поэтому нужно беречь свой язык, ценить и сохранять его как свое национальное достояние. Кстати, представители других национальностей ругаются, как это ни странно, на русском языке, хотя у них есть своя ненормативная лексика. Когда однажды спросил — почему, в ответ услышал, что они не хотят осквернять свой язык. И это нам всем урок. Мы, христиане, как говорил Христос, должны быть солью для мира, должны мир менять, осаливать его и сохранять от порчи.
— Что бы вы сказали в завершении нашего разговора о чистоте нашего родного языка, на котором создавали свои бессмертные произведения русские классики, а на них вырастали, духовно обогащаясь, многие поколения нашей страны.
— Я бы сослался на Послание апостола Иакова, где он говорит о том, что корабли, как бы велики они не были, направляются небольшим рулем, куда хочет кормчий, а язык, хотя он малая часть нашего тела, но много делает. Не нужно забывать слова Христа о том, что: «…за всякое бранное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37). Сквернословие, всякие бранные слова — это вызов, брошенный Богу. Это грех против прекрасного Божьего дара слова, который дан человеку.
Беседовала Наталья Абрамова