2 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, памяти вмч. Артемия, Епископ Покровский и Новоузенский Феодор совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса).
Его Преосвященству сослужили: священник Ярослав Жуликов, священник Димитрий Седов, протодиакон Андрей Соснин, диакон Артемий Кошкин.
Поздравив верующих с воскресным днем и причастием Святых Христовых Тайн, Владыка Феодор отметил, что впервые после Великого освящения, которое было совершено 19 октября, он совершает службу в родном соборе.
— Очень радостно было служить, сознавая, что 200 лет назад, когда наш храм только открылся, в нем также возносились молитвы, как и сегодня. И люди, войдя в храм, увидели все его благолепие. Они смотрели на росписи, — и это было богословие в красках, слушали клирос, — и это было богословие в музыке, смотрели на иконостас, — и это тоже было богословие. Тогда люди не были так информированы, как сегодня, но были более восприимчивы к слову Божьему, потому что каждое слово богослужебного текста пронизано Божией истиной и молитвой Господа о спасении каждого из нас. Господь принес Себя в жертву не только в искупление грехов тех людей, которые были рядом, жили в одно с Ним время, но за каждого из нас здесь стоящего.
Евангелие – это слово Божие, и оно говорит нам о путях спасения. Евангельская притча, которую мы сегодня слышали, о богаче и Лазаре, рассказывает нам о человеке, который обладал несметными богатствами, одевался в самые дорогие одежды, жил в роскоши и каждый день пировал. А в это время нищий Лазарь лежал в грязи у его ворот в ожидании хотя бы какой-то милости, хоть бы крошки, падающей со стола богача, но не дождался. В те времена расслоение между людьми было очень сильным. Кто-то был сказочно богат, а другой настолько беден, что лежал в струпьях и «псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16, 21).
Имя нищего мы знаем, а имени богача – нет. Почему? Потому что оно не записано в Книгу жизни. Дело не в его богатстве, ведь ни богатство, ни бедность не приближают нас к Царству Небесному, а приближает нас отношение к ближнему. И вот наступил смертный час, и Лазарь был вознесен на лоно Авраамово. Богач, пребывая в муках, увидел Лазаря на лоне Авраамова, и от этого его мучения еще больше усилились. Мало того, что он терпит адские муки, так еще видит человека, которому хорошо. Гордая природа богача не может с этим смириться: почему я здесь, а он там? А все очень просто. Об этом говорил преподобный Серафим Саровский: «Зачем вы ко мне приезжаете, если Царство Божие внутри вас?» Но и ад тоже внутри нас находится.
Муки богача были столь велики, что он просит, чтобы Лазарь хотя бы прохладил его язык омоченным в воде пальцем, ибо он мучается от адского пламени, но это невозможно — между ними пропасть. Авраам говорит ему: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16, 25). И тогда богач стал молиться и просить, чтобы Лазарь был отправлен в дом его отца и предупредил братьев, чтобы они изменили свою жизнь, чтобы не попали на место мучений. Но Авраам отвечает словами, которые сегодня звучат, как пророчество: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 31).
Мы знаем, что Господь наш воскрес и явился Своим ученикам, но сколько людей в Него уверовали? Сколько людей сегодня приходят в храм не по традиции, а потому что не могут жить без Бога? «Малое стадо», как сказано в Евангелие.
Дай Бог, чтобы эта важная притча затронула каждого из нас, чтобы мы помнили о том, какая участь ждет нас после смерти, какие дела милосердия мы должны совершать, что должны делать, чтобы оказаться на лоне Авраамова вместе с Лазарем, а не рядом с богачом. Путь у нас для этого только один: богатеть в Бога.
Помогай всем Господь!
Пресс-служба Покровской епархии