Проповедь священника Аркадия Махсумова 15 сентября, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, празднование Собора Саратовских святых.
Братья и сестры, сегодня особенный день для нашей епархии, для нашей митрополии. Сегодня мы празднуем память исповедников и новомучеников Саратовских, пострадавших за свою веру в годы гонений на Церковь в начале XX века. Мы любим читать жития древних святых, хорошо знаем и чтим наших русских святых , живших в средние века, но очень мало , незаслуженно мало знаем жития наших современников, святых XX века, новомучеников Русской Церкви. Мы редко обращаемся к ним с молитвой, и возникает ощущение, что Церковь затормозила в своём развитии, она не двигается с миром в вечность, а как-то законсервировалась и представляет из себя некий артефакт. Но это не так!
Когда мы читает жития первых христианских мучеников, то думаем: откуда такая стойкость, такая верность Христу? Откуда берутся силы, как первые христиане переживали не только чудовищные физические страдания, но и нравственные, душевные мучения? Нам кажется, что они великие величины прошлого, но на самом деле, как говорит апостол Павел, Бог вчера, сегодня и завтра тот же самый.
И человек, который получает Божию благодать, тот же самый. Люди могут мельчать, деградировать, и некоторые мельчают настолько, что теряют человеческий облик. Эта угроза есть всегда. Но все-таки человек может оставаться человеком, богоподобным существом всегда, во все времена. Если только будет прибегать к Божией помощи, жить со Христом.
Из всех наших Саратовских святых мне особенно близок новомученик Иоанн Днепровский, который подвизался и на территории нашей сегодняшней епархии. По рукоположении во иерея отец Иоанн на протяжении 18-ти лет (с 1911 по 1929 год) служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка Вязовской волости Саратовского уезда (сейчас это Татищевский район). Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами ВЧК. Его обвиняли в том, что он хранил под престолом в храме две ручные бомбы, якобы обнаруженные сотрудниками ВЧК. Видимо, даже среди саратовских чекистов нашлись люди, понимавшие абсурдность такого обвинения: отец Иоанн вскоре был отпущен. В 1929 году, в связи с гонениями на веру, будущий священномученик оставил открытое служение и паломничал в Новоузенске, в Пугачеве, его везде преследовали, он не мог встать нигде на учет, скитался в поисках жилья. Полчаниновская церковь была к этому времени разрушена, на ее месте выстроен магазин. В декабре 1937 года отец Иоанн был вновь арестован по обвинению в распространении контрреволюционной агитации, реальной же причиной ареста послужило то, что священник высказывал протест против закрытия церквей и преследования верующих. Батюшка был приговорен к расстрелу, приговор был приведен к исполнению 15 декабря 1937 года в Саратове на Воскресенском кладбище, место захоронения святого так и осталось неизвестным.
Однажды, когда я еще был прихожанином Свято-Троицкого собора в Саратове, знакомый священник пригласил меня в Полчаниновку послужить на Пасху. Храм там так и не построили, но люди молились в небольшом деревянном домике. Я тогда пробовал подвизаться на клиросе, со мной приехали еще двое добровольцев, и мы пели, как могли, ночную пасхальную службу. Была ранняя Пасха, холодная и снежная, холодно было и в этом приспособленном помещении. Но рядом с клиросом стояла икона священномученика Иоанна Днепровского. Я до сих пор помню, какой теплый свет от неё исходил, какая благость разливалась в этом маленьком помещении. И несмотря на скудость его убранства, на нищету этой праздничной службы, была огромная пасхальная радость. Господь показал мне тогда, что святые – это наши утешители, наши помощники, наши учителя. Житие отца Иоанна похоже на жития многих наших новомучеников: стойкость, верность Христу, исповедническая кончина и долгое забвение. И только спустя десятилетия потомки новомучеников спохватились и поняли, что надо отдать должное памяти святых и назидаться примером их жизни.
В нашем храме мы прикладываемся к мощам преподобноисповедника Гавриила Мелекесского. Но, возможно, не все знают, что батюшка в 1925 году был рукоположен в диаконы и в священнический сан в нашем Троицком соборе. Это было время красного террора, обновленческого раскола в Церкви, все было запутано, паства разбежалась кто куда, многие тогда вообще ушли из храмов, не поняв, что происходит. И на людей, которые в то время рукополагались, смотрели как на безумцев. Их всех ждала та же участь, что и первых христиан, – пытки и смерть. И все-таки они выбирали этот путь, путь мученичества. Отца Гавриила арестовывали четыре раза, он сидел в лагерях, подвергался пыткам, издевательствам, но ни разу не дрогнул, никого не выдал. В одном селе, где он тайно служил, его оговорил и выдал властям староста села. И когда батюшку увозили, он сказал этому человеку: «Мне жаль тебя. Покайся сугубо, ибо ты не умрешь своей смертью». Эти слова сбылись очень скоро. Спустя несколько дней этот староста в пьяном виде упал головой в колодец и погиб. Страшная участь любого предателя, мы знаем, что стало с Иудой.
Уже при жизни Господь открывает святым людям какие-то тайны небесные, дает дар прозорливости. После тюрем и лагерей, тяжелой работы на лесоповале старый и больной отец Гавриил добрался до Мелекесса , ныне это город Димитровград в Ульяновской области. Он был настоящим старцем, духовным отцом очень многих людей, к нему ехали за советом со всей страны, и батюшка каждого одаривал искренней любовью. А что еще надо людям? Нам всем в этом мире не хватает любви. А он, так много пострадавший, знал, что людей надо просто любить и жалеть. Так он и жил, ничего не имея, кроме старого самовара, и каждого, кто приезжал, усаживал за стол, внимательно выслушивал, помогал, исцелял физически и духовно. Пример его жизни всем нам в назидание.
Наши святые понимали, что, если у них отнять Христа, ничего на этом свете у них больше нет. Самое большое богатство для христианина – Воскресший Христос. Будем учиться у них этому главному знанию и будем в Бога богатеть. Аминь!
Пресс-служба Покровской епархии