Проповедь священника Аркадия Махсумова, произнесенная 8 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы:
– Братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем, с малой пасхой! Сегодня святая Церковь предлагает нам Евангелие, которое можно было бы назвать Евангелием о нашей черствости или о нашем неприятии, неприязни, отторжении других людей.
Господь рассказывает ученикам о неком человеке, привлеченном к ответу из-за долга, который он не вернул царю, но пал на колени и был им прощен. Государь, умилосердившись над рабом, легко, охотно, без препирательств прощает ему долг.
Раб же тот находит одного из своих товарищей, который задолжал ему ничтожную сумму, и, схватив его за грудки, душит, трясет, требуя вернуть долг, грозя ему долговой ямой. И хотя товарищ умоляет его потерпеть, говоря: «потерпи на мне и все отдам тебе», сажает его в темницу, в долговую тюрьму. Мы не знаем сегодня, что это такое, у нас и коллекторам запретили звонить по телефону и угрожать должникам. Долги, конечно, отдавать надо, но мы сегодня живем бесстрашно, а в те времена были долговые тюрьмы и долговые пыталища. Человека истязали всеми известными древнему миру способами. Мир был жестоким, и способы пытки изощренными.
История заканчивается тем, что этого человека тащат к царю, и тот говорит: «Злой раб! Весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?» (Мф.18, 32-33). Мы понимаем, что царь из притчи – это Господь Бог, и Он отдает злого раба истязателям, пока тот не вернет сполна весь свой долг.
Самые страшные слова говорит Господь в конце притчи: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 35).
Существует мнение о Боге, что Он только всех одаривает, прощает, милосердствует, а Он, оказывается, может быть неумолимым судьёй, и не только судьей, но и исполнителем судебного решения. То есть, Он может карать, и эта мысль страшная должна нас отрезвить. Ткань нашего отношения к людям похожа на вышивку мелким бисером. Каждая бисеринка – это маленькая ненависть, неприятие другого человека, не похожего на нас. Мы замечаем в себе какое-то явное осуждение, которое вкрадывается в наше сердце, и стараемся себя остановить. Но часто в нашей жизни угол зрения на людей таков, что один нам кажется чуть-чуть глуповатым, другой чуть-чуть нагловатым, третий чуть-чуть неблагодарным, потому что не воздал, как нам кажется, за наше «великое» благодеяние должной благодарностью.
Таких «чуть-чуть» накапливается вагон и большая телега. И все это, как песок морской, рассыпается по закоулкам нашей души и заполняет полностью всю нашу жизнь. Мы уже не можем остановиться в своих требованиях и претензиях. Мы готовы изменять людей вокруг, потому что они нам не нравятся!
Господь говорит, что, если мы перестанем набрасываться на людей, как тот немилосердный должник, это еще не спасение. Спасение наступит тогда, когда мы каждого человека будем принимать таким, каков он есть, даже если он не соответствует нашим требованиям, если немножечко не такой, как я. Этого человека послал нам Бог! И если ты можешь сделать для него что-то хорошее, – сделай! Если не можешь, – не трогай его ни руками, ни глазами, ни языком, ни помыслами своими. Он принадлежит Богу, Господь его таким сотворил. Каждый человек — это целая Вселенная, неизведанная планета. Мы видим только внешнюю оболочку и ничего не знаем о его грехах, о его покаянии, не знаем его сердца, его боли.
А о том, что Господь бывает не только Всеблагим и Всепрощающим Отцом, но и судьёй нелицеприятным, мы знаем из воспоминаний о святой Владимирской иконе Божией Матери. Ибо когда один из самых жестоких и страшных завоевателей, которые когда-либо были на земле, Железный Тимур, пришел на Русскую землю и готов был её поглотить, он увидел во сне Божию Матерь, и Она не просто увещевала его, она явилась в сонме ангельского воинства. Так мы узнали, что у Господа есть Небесное войско, вооруженное огненными мечами. Об этом мы читали в Ветхом завете, когда Архангел Михаил огненным мечом рассеял 180-тысячное ассирийское войско. Господь это может! Но проверять и вынуждать Господа к этому не надо.
Поэтому, пока Господь не стал карающим судьёй, пока не бросил нас в долговую яму, будем взывать к другому Его качеству и свойству – всеобъемлющей любви. Будем надеяться, что Он, подытоживая нашу земную жизнь, захочет быть любящим Отцом, а не карающим судьёй. Но это в большей степени зависит от нас, от нашей свободной воли. Если мы ничего не можем с собой поделать, то хотя бы надо признаться: «Болен я, Господи, иду к врачу». А Врач наш – Господь Иисус Христос. Аминь!