Большинство читателей знают английского писателя Клайва Льюиса по его знаменитым произведениям в жанре фэнтези, среди которых самые известные – это «Хроники Нарнии» и «Космическая трилогия». В очередной программе Покровской видеостудии «Читаем классиков сегодня» священник Аркадий Махсумов и Марина Шмелева представили удивительный, волнующий, глубокий мир писателя, его захватывающие произведения, в каждом из которых содержится мощный христианский контекст.
«В жизни должно быть только добро»
Марина Шмелева: -Мне всегда казалось странным, что «культовый» автор Толкин – более популярный, чем Клайв Льюис. Большинство читателей, если и знают этого писателя, то лишь благодаря детской серии «Хроники Нарнии». А вот глубокие и увлекательные сказки его и другие замечательные книги – нет. Почему? На мой взгляд, Клайв Льюис удивительный писатель, удивительный именно своей многогранностью. Его биографы говорят о том, что есть три Льюиса: учёный, сказочник и фантаст. Вот такой необыкновенный писатель и человек. Но почему мы решили посвятить ему нашу беседу, ведь, на первый взгляд, он писатель не православный, англиканский. О чем тут говорить?
Отец Аркадий: — Преподобный Сергий Радонежский вознес знамя Троицы для того, чтобы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. И, как говорят святые отцы, на небесах средоточия нет. Конечно, есть какая-то особенность у каждой конфессии, но христианский контекст настолько мощен в творчестве Льюиса, что можно говорить о его книгах, как о проповеди Евангелия. И он заслуживает нашего внимания не менее, чем, к примеру, Чингиз Айтматов, которому мы когда-то посвящали один из выпусков нашей программы и тоже говорили о христианских идеях в его творчестве. Хотя Чингиз Айтматов вообще принадлежит другой вере и другой культуре. Но Господь Творец и он проступает через все творения, и Льюис — яркий тому пример. Один из его биографов назвал писателя Иовым современности. Он действительно, как Иов Многострадальный, прожил очень тяжелую жизнь, терял веру, обрел её осознанно через потрясения, через страдания, через борьбу, и поэтому православным читателям нужно обязательно читать его книги. Нельзя быть культурным христианином, если не знаешь этого писателя, и можно только позавидовать тем, кто впервые обратился к его замечательным произведениям. Жаль только, что найти его книги в магазинах сегодня невозможно.
М.Ш.: — Слушаешь его или читаешь, и такое впечатление, что общаешься с ироничным по-английски, очень культурным, добрым и очень живым человеком. Только такой живой человек может написать сказки для детей, в которых, по едкому замечанию Марка Твена, «мораль не помахивает куцым хвостиком». У Льюиса этого нет. Он и со взрослыми так не поступает, тем более, с детьми. Он просто делится своим непростым жизненным опытом. Этот человек, как и Ремарк, был на Первой мировой войне, только по другую сторону баррикад. Ему, правда, было легче, он был на стороне победителей, но все равно, когда 19- летний юноша попадает на войну, он получает очень травматичный опыт, который остается с ним на всю жизнь, и всю жизнь определяет его творчество. Но Льюис никогда не вспоминал о войне, потому что война настолько противоречит всему живому, всему человеческому, что говорить о ней он не хотел. В жизни должно быть только добро – такой была фундаментальная позиция Льюиса. Он рос в благополучной семье до 10 лет, но когда умерла мама, мальчика с братом отдали в закрытую школу, и боль от этой школы у него осталась навсегда. Читатель особенно чувствует её в «Хрониках Нарнии».
О.А.: — Даже не смерть матери, а несправедливость и лицемерие учителей, которые говорили о Божьих заповедях, но допускали жестокие отношения детей друг с другом, очень повлияли на духовное состояние маленького Льюиса, в то время он потерял веру в Бога.
Человек, которого настигла радость
М.Ш.: — Когда мы говорим о Льюисе, то, прежде всего, как о писателе, подарившем нам «Хроники Нарнии» и автобиографические произведения, одно из них –«Настигнут радостью». Какие бы потрясения он в жизни не переживал, в памяти людей и в своих произведениях остался человеком, которого настигла радость, и он понес эту радость людям. Для Льюиса понятия христианство и радость тождественны. Отец Аркадий, как вы узнали Льюиса?
О.А.: — Совершенно случайно, просто однажды в руки мне попала его книга «Письма Баламута». Мне показалась эта вещь слишком иронической, жуткой, я не знал, что она имеет под собой тяжелый личный опыт духовной борьбы. И очень удивился, когда мы с детьми стали читать «Хроники Нарнии», столько в этой книге простодушия, понимания детской души, веры в чудо. Такой разный Льюис- это было для меня настоящим открытием.
М.Ш.: -Я, вначале своего воцерковления прочитав «Письма Баламута», ощутила, что духовная брань – это реальность, что это очень серьезно, что враг человеческий – это не просто злая сила, это личность. И эта личность заинтересована в том, чтобы нас погубить. Смысл книги в том, что старый бес учит молодого, как искушать новоначального христианина. Там очень много дельных мыслей о том, как человек впадает в страсти, как он не замечает в себе эгоизма, холодности, злобы. Но у меня нет от Льюиса ощущения, что это наставник богословия или какого-то нравственного делания. Но это настоящий живой христианин.
О.А.: — Это друг, который делится с тобой своим горьким опытом.
М.Ш.: -Да, именно так. Человек, открывающий для себя христианство, думает: «В христианстве, конечно, все правильно, но как же скучно!» Льюис показывает, что жизнь с Богом радостная, полная, настоящая, а вот мир с бесом – он такой, как описан в «Письмах Баламута».
О.А.: -Это болезненно искаженный мир, и это ощущение от книги очень сильное. Христианство должно быть простым, как прост Сам Господь. Не примитивным, а простым, цельным. А вся наша многосложность вызвана нашим грехопадением, нашей ветхостью. Господь говорит: « Но да будет слово ваше: «да, да», «нет , нет; а что сверх этого , то от лукавого» (Мф.5,37).
Всему миру известна книга -притча «Хроники Нарнии», вся Библия в ней изложена. Она, конечно, не богословская, но в ней содержится очень глубокий христианский символизм. Образы, которые предлагает писатель, помогают юному читателю не умом , а сердцем понять, как Бог сотворил этот мир.
М.Ш.: Одна из книг «Хроник Нарнии» — « Последняя битва»- настолько ярко и образно описывает конец Нарнии, что и взрослый, и ребенок поймет , что будет в конце времен. Но Льюис -неисправимый оптимист, и в конце повествования у него обязательно вспыхивает радуга.
О.А.: По-моему, самая образная книга из этого цикла «Лев, колдунья и платяной шкаф». В ней описано королевство, отказавшееся от Бога, но мечтающее построить рай на земле. Это напоминает нашу историю и заставляет задуматься над очень многими вещами.
«Победа просто неизбежна»
М.Ш.: — Давайте поговорим о «Космической трилогии». Это фантастика, но фантастика философская и очень христианская.
О.А.: — Это удивительная трилогия, в ней автор рассуждает о том, что было бы, если бы человек не сделал того нравственного выбора, который он сделал перед грехопадением. В первой книге «За пределы Безмолвной планеты» Льюис описывает планету, на которой, в отличие от Земли, нет зла. Совершенно иной образ описан в романе «Мерзейшая мощь», кстати, все книги трилогии можно читать отдельно и в любом порядке. Невероятно актуальная вещь, даже трудно представить, что этот пророческий роман Льюис написал в 1946 году, настолько современно выглядят его события и герои. Льюис создает на страницах этой книги технократический мир, в который приходит абсолютное, разнузданное зло. Людей сгоняют в скотское стадо, покорное, безвольное. В конце концов все это разрушается, потому что зло не понимает, куда двигается, оно не видит своей уязвимости. Сегодня, когда человечеством пытаются манипулировать очень многие силы, когда в мире такое огромное количество лжи, иногда думаешь: «Неужели уже нигде не осталось добра?» Но Льюис абсолютный в этом плане оптимист и он показывает, что победа не только возможна, она просто неизбежна. Главный герой трилогии в этой книге выполняет функцию орудия Господа и спасает Землю от нравственной катастрофы. И в этой книге читатель увидит того же христианского писателя Клайва Льюиса, как и в «Хрониках Нарнии».
М.Ш.: -Хотя бы несколько слов надо сказать о книге «Пока мы лиц не обрели». Здесь сказочный сюжет обретает огромную христианскую глубину. Героиня книги, от имени которой ведется повествование, говорит о том, что Боги не отвечают на наши вопросы, потому что мы не научились с ними разговаривать: «Как они могут встретиться с нами лицом к лицу, пока мы лиц не обрели?» Это грандиозный образ- как душа обретает лицо. Для Льюиса Бог – это Личность. Не какая-то сила, которая управляет миром, а Личность, к которой ты можешь обратиться с вопросом, и Он имеет право ответить так, как Он хочет.
О.А.: -И Льюис эту личность бесконечно уважает, любит, и этому нам надо у него, конечно, научиться.
Подготовила Ольга Стрелкова