«Русь моя антиминсом покрыта» – эта стихотворная строка посвящена Бутовским Новомученикам. По всей нашей стране насчитывается сотни тысяч прославленных и неизвестных святых, кровью которых пропитана русская земля. Их подвиг во имя веры Христовой и мученическая смерть за Христа вдохновила известного поэта Людмилу Ларкину на такой глубокий емкий образ.
Недавно в домовом храме во имя Сергия Радонежского епископом Покровским и Новоузенским Фомой был совершён чин освящения антиминсных платов, которые затем войдут в употребление храмов Покровской епархии. Что же такое антиминс? Почему без него не совершается Божественная литургия? И что происходит в алтаре во время чина освящения антиминсов? На эти вопросы мы попросили ответить клирика Свято-Троицкого кафедрального собора священника Дмитрия Вразовского.
– Если перевести с греческого это слово, то получится «вместопрестолие». Сам антиминс представляет собой шелковый плат прямоугольной формы со вшитой частицей мощей святого, на котором издревле изображаются события Крестных Страданий, Положение во Гроб Христа и четыре евангелиста по углам. Сегодня мы с вами были свидетелями удивительного, редкого совершения архиерейского чина – освящения антиминсов. По окончании богослужения, после того как все антиминсы освящены, на них полагается в течении 7 дней регулярно совершать Божественную литургию. Мы на этой неделе совершаем её в Троицком соборе. Для нас очень радостно и важно это событие – освящение антиминсов, тем более что в нашей епархии готовится к малому освящению Георгиевский храм, оно состоится 24 августа, когда Покровск (Энгельс) будет праздновать очередной День города.
«Храм без антиминса не храм»
– Скажите, откуда пошла традиция вшивать в антиминсы мощи святых?
– Мощи святых полагаются в антиминсы с древности. В первые века христианства Литургия служилась на гробницах мучеников за веру Христову. Церковь зовёт всех нас к святости, и мощи святых в антиминсе – это подтверждение слов апостола: быть верным Христу до конца. Антиминс – это важнейшая часть, важнейший элемент любого храма. Храм без антиминса – не храм. Но, имея антиминс, священник может совершить Божественную Литургию в любом месте. Известно не мало фактов, когда священники в критических случаях обходились без престола. Во время гонений на Церковь Литургия совершалась в домах, лесах, подземельях и даже в тюрьмах. С риском быть расстрелянными архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались и служили Литургию на груди священника, его тело служило престолом и антиминсом. Многие страдальцы за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.
– Отец Дмитрий, расскажите, как совершается чин освящения антиминсов?
– Сам чин освещения антиминсов некоторые архипастыри совершают вместе с великим освящение храма. Но чтобы не усложнять и так довольно сложное богослужение, обычно этот чин служат отдельно. Для освещения антиминсов всегда требуется особый состав: миро, которым мы обычно помазываем на Святом Крещении, и особый состав родостама – смесь вина и розовой воды – благовонное зелье, как оно называется в уставе. При особом чтении молитв архиерей окропляет антиминс сначала миром, затем родостамой. Потом, подходя к жертвеннику, при пении молитв, архиерей в сопровождении священства изымает святые мощи, вносит в храм с коленопреклонённой молитвой, царскими вратами заносит в престол и вкладывает их внутрь антиминса, запечатывая воском, мастикой – особым составом, из которого издревле делали печати, некий аналог сургуча благовонного. Им платы накрепко запечатываются и зашиваются. Затем архипастырь ставит на антиминсе свою подпись. Она свидетельствует об архиерейском дозволении совершать на нём богослужение.
Церковь стоит на крови мучеников
– Отец Дмитрий, как будут использованы освященные антиминсы?
– Сегодня было освящено 15 платов. Многие наши храмы имеют антиминсы, которые постепенно приходят в негодность, поэтому они будут заменены на новые антиминсные платы. Часть антиминсов останется в качестве определённого запаса для грядущих освящений храмов. Какие-то пойдут в уже действующие храмы. Допустим, на малое освящение храма во имя Георгия Победоносца, как я уже сказал, в Успенский женский монастырь, так как статус его изменился, и по уставу соответственно храм должен приобретать новый антиминс. Ведь теперь это не просто Успенский храм, а самый настоящий женский монастырь. И вообще, антиминс – это своеобразный паспорт храма. То есть, происходят какие-то события, допустим, смена архипастыря – храм должен менять свои антиминсы. Но существует практика, и владыка об этом говорил, когда в качестве икономии традиции Русской Церкви антиминс не меняли, а ставили на нем новую подпись.
– Скажите, как решается вопрос, частицы мощей какого святого запечатывать в антиминс?
– Вы знаете, что Церковь во все времена стояла на крови мучеников, мощах угодников Божиих, святых. Но есть некая несправедливость: мы чтим древних, всемирно известных святых – святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, – но порой забываем, что Церковь жива, она действует, воинствует и всякому поколению, во всякое время подает свои примеры. Сегодня в антиминсы, которые освещал наш Владыка, были вложены частицы мощей священномученика Владимира Четверина. Это наш современник, один из новомучеников, исповедников Церкви Русской, пострадавший уже в годы гонений Церкви в XX веке. И нам следует назидаться, вдохновляться подвигами этого святого, когда мы будем служить Божественную литургию на антиминсах, в которые вложены частицы его мощей.
Беседовала Ольга Стрелкова