Проповедь иерея Аркадия Махсумова в седмицу 4-ю по Пятидесятнице, в память празднования дня обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.
– Братья и сестры, от всего сердца хочется поздравить вас всех с памятью преподобного Сергия Радонежского, игумена всея Руси чудотворца, одного из самых таинственных, и, несмотря на всю свою огромную известность, до сих пор еще мало изученного святого. Хотя не будет преувеличением сказать: преподобный Сергий – это святой номер один для нашего народа. Несмотря на весь великий сонм святости на небосклоне Вселенской Церкви, Русской Церкви, преподобный Сергий -звезда первой величины, и его жизнь, его чаяния, его мироощущение, его глубочайшая искренняя вера нашли отражение в сердце каждого человека, живущего на Руси и ощущающего себя русским по духу.
А в чем уникальность Радонежского игумена? Этого скромного, молчаливого человека, который не оставил нам ни одной строчки в своих письменных изречениях. Ни на камне, ни на бумаге он не запечатлел своих мыслей. И его ученики, его воспитанники тоже не нашли необходимым излагать и пересказывать его мысли, потому что вся его жизнь без устных поучений была поучением . Поучением великим, поучением сердечным, поучением поступка, поучением примера.
Многие вспоминаю и выделяют, и говорят про такие черты преподобного, как скромность, смирение, строгость, воля. Конечно, какая воля нужна для того, чтобы прийти в мятежные города, закрыть храмы, не позволить князьям молиться за Божественной литургией. Не только от простого народа закрыть храм, замок повесить, а закрыть его от того, кто его строил своими руками, кто наполнял, благоукрашал, кто всем владеет. Это не те были времена, когда кто-то оглядывался на социальные сети, на блогеров и боялся сказать какое-нибудь грубое слово, потому что сразу слетишь с должности. Русские князья, надо сказать, были народом строптивым, ретивым и очень скорым на расправу. Если нам иногда кажется, что Иван Васильевич Грозный был уникумом в этом смысле и митрополита Филиппа каким-то особенным образом покарал, замучил, то стоит заглянуть в глубину веков, и мы увидим, что очень долго на Руси с момента принятия Крещения расправа над духовенством была делом довольно-таки обычным, не особо зазорным, особенно со стороны князей. А уж когда врывались в чужие города для того, чтобы ограбить, вывести оттуда под благочестивым предлогом святыни тех храмов, которые разоряли, сжигали, то духовенство этих храмов тоже становилось жертвой ярости.
И вот уникальность личности преподобного Сергия в том, что он показал всем нам, какой огромный дефицит в этом мире любви, единства и цельности. И особенно цельности. Нам временами кажется, что мы можем любить, мы думаем, что любим мир, людей, что мы всех можем простить, что нам птичку жалко. Но на самом деле, если в глубину своего сердца посмотреть, даже в нас самих, внутри каждого из нас, нет настоящего единства. В нас самих борется иногда два, иногда более человеческих личностей. И там встречаются все евангельские образы, хорошие и плохие. И Петр горячащийся, и Иуда предающий, и все-все-все. И собрать свое сердце в единое целое нам не удается. И поэтому, поскольку разделение проходит по сердцу каждого человека, мир этот делится постоянно. Делится, рвется на части.
Я говорю не только о тех временах, когда преподобный Сергий боролся с раздробленностью, когда были и ордынцы, и усобицы князей. Русь в ужасающем состоянии была: в упадке, в бедноте, в злобе, во всеобщей ненависти. И вот в этом во всем вырос преподобный Сергий и твердо решил, как он сам сказал, «поднять знамя Святой Троицы», чтобы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего.
И он сделал так, что не сразу, не при его жизни, не через два и даже не через три поколения, но примерно через 150 лет эта рознь прекратилась. Так бывает, к сожалению, что нет пророка в своем Отечестве. Надо, чтобы много времени прошло, чтобы люди задумались, опомнились, оглянулись, рассмотрели и увидели, к чему вели старания преподобного. А ведь он был не один – его ученики распространили его идею, распространили его мировоззрение, распространили его внутренний духовный настрой на всю Русь. Они разошлись по всем городам и весям, по всем просторам, до Северного Ледовитого океана, и в новые земли, и в малые народы – и крестили все народы, которые сегодня населяют Россию. Дух преподобного Сергия Радонежского распространился и осолил всех нас, и даже век богоборчества и гонений на Церковь не смог победить той великой закваски, которую он сумел заложить в русский народ много веков назад.
Сегодня мы празднуем память преподобного Сергия, Начальника земли русской. По-настоящему Начальника. Вот если хотите кому- то помолиться здесь, на нашей земле, так, чтобы это ваше прошение было исполнено , конечно, молитесь преподобному Сергию. И когда уже ничего не помогает, когда надежды нет, и когда все плохо – поезжайте к преподобному в Лавру и кланяйтесь ему, и просите, и он подаст обязательно, никогда не оставит. Это особый святой для каждого из нас.
Я от всего сердца, дорогие братья и сестры, поздравляю вас. Благодарю Бога, что молитвами и стараниями нашего Владыки Фомы у нас теперь есть храм преподобного Сергия. И несмотря на то, что мы находимся от Лавры далеко, и километры нас разделяют, преподобного мы называем «преподобный отче наш Сергий», подчеркивая особую близость и особое его покровительство. С праздником! Мира, единства, любви, единения со всеми ближними и дальними. Аминь.