Проповедь Епископа Покровского и Новоузенского Фомы в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Всех святых в земле Российской просиявших:
– Все вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с тройной радостью! Это радость воскресного дня, радость чествования святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и память всех святых в земле Российской, в Отечестве нашем просиявших от момента Крещения до сегодняшнего дня.
Святая Церковь именует Иоанна Крестителя Отцом Покаяния, потому что его проповеди, его великое дело служения всегда начиналось словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17).
И, пройдя сквозь эпохи, сквозь века и подойдя к XX веку, когда был утвержден Собор всех русских святых, этот призыв все так же звучит в служении наших соотечественников, наших современников. И невозможен был бы Собор русских святых, невозможен был бы сонм святых Отечества нашего, если бы призыв к покаянию не воплотился бы в конкретные дела. Если бы не было конкретных дел, слова бы превратились в пустоту, и сегодня нам нечего было бы праздновать.
И мы знаем, что, когда Христос вышел на Своё мессианское служение, этими же словами он начал проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!».
Что же такое покаяние? Мы часто говорим о покаянии, как о некой форме исповеди. Мы должны прийти к священнику, что-то ему рассказать, батюшка накроет нас епитрахилью и что-то прочитает – вот и всё наше покаяние! Но покаяние – это не перечень грехов и не разрешительная молитва, которую читает священник. Покаяние – это образ жизни. И к покаянию нужно идти всю жизнь. Только тогда, возможно, в нашем сердце мы приблизимся к Царству Небесному. А всё внешнее – молитвы, исповедь- не имеют никакой силы, если в сердце нет настоящего раскаяния, нет покаяния. Об этом глубоком внутреннем чувстве и говорил святой Пророк Иоанн, когда к нему приходили иудеи, саддукеи, фарисеи. Он не всех принимал в воды Иордана, потому что видел их окаменелые сердца и понимал, что покаяние их формальное.
Я призываю всех нас учиться настоящему покаянию, настоящему изменению, исправлению, пониманию, что я грешен, слаб душою и телом и без Бога я никто. Чтобы это было в нас, как дышать, как пить и есть. Осознание того, что мы немощны, должно быть основой нашей христианской жизни. Только в этом понимании, в этом осознании открывается сила Божия. Господь сказал: «…ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12;9). Испытывая свою немощь, осознавая её, человек начинает чувствовать в себе силу Божию, входящую в него, как дар свыше. А когда человек горделив, грехов своих не видит, в храм заходит мимоходом свечку поставить и записку написать — это не работает! Никакого результата не будет, пока человек внутренне не осознает, что он болен и только Врач телес и душ наших Иисус Христос может совершить чудо и исцелить его. Но если не будет покаяния, если не будет веры, то и спасения не будет!
И пусть молитвами святого Иоанна Крестителя это чудо в нас совершается, а мы да не препятствуем этому. И если не будем препятствовать, то Собор русских святых будет нами пополняться. Для того Господь и пришёл на Землю, чтобы мы святыми были, чтобы по благодати стали подобны Богу.
Да укрепит нас всех Господь в этом великом делании. Аминь!