В церковной традиции сложилось правило – каждому христианину ежедневно прочитывать главу из Евангелия и Апостола. Во время Литургии в храме тоже всегда читается какой-то фрагмент из «Посланий» или «Деяний» апостолов. В чем заключается польза такого чтения, если описываемые события происходили давно и имеют прямое отношение к жизни общин первых христиан. Насколько актуальны и значимы для современного христианина апостольские труды? Об этом рассуждаем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Дмитрием Вразовским.
«В апостольских посланиях сказано всё»
— Отец Дмитрий, почему нам, людям XXI века, полезно читать Апостол? Как могут относиться к нам слова, которые апостолы адресовали конкретным людям своего времени?
Книги «Деяния» и «Послания» – это описание первых лет жизни Церкви, первой апостольской общины, состоявшей из людей, которые лично видели Христа. Эти книги говорят нам о том, что такое Церковь, как в ней жить и как нам быть христианами. В этих книгах показан образец христианской жизни. Конечно, мы живем в других условиях и не можем в точности скопировать жизнь первой христианской общины. Но мы призваны ориентироваться на нее. А для этого нужно не только читать, но и анализировать прочитанное. Многое из того, что мучило первых христиан, мучает людей и сегодня. Меняются цивилизации, меняется культура, но человек остается все с теми же страстями, скорбями, радостями и бедами. Поэтому те назидания, те ответы, которые силою Божией находили апостолы для первых христиан, полезны и для нас. К сожалению, многие прихожане не так часто читают апостольские труды- сложный слог, непонятные фразы. Я рекомендую пользоваться толкованиями святителей Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Феофана Затворника.
— Если апостольские труды так важны, почему во время их чтения в храме нет той благоговейной тишины, как при чтении Евангелия? Дьякон в это время кадит, и это отвлекает прихожан.
— Увы, это данность сегодняшнего времени. Возможно, это произошло из-за того, что традиция кадить после Апостола, а не во время его чтения была прервана в XX веке почти на столетие, а Церковь все еще находится на стадии возрождения. Если священники и весь клир, певчие, чтецы, прихожане будут относиться к богослужению с благоговением, все встанет на свои места. Многое зависит и от чтеца. Читать Священное Писание надо не торопясь, осмысленно, благоговейно.
— Скажите, отец Дмитрий, чем отличаются апостольские послания, часто трудные для понимания, от писем, книг и посланий более современных и близких нам святых, допустим, Игнатия (Бренчанинова)?
-В апостольских посланиях сказано всё, поэтому мы и настаиваем на обязательном чтении Священного Писания. Святые отцы рассуждают о словах апостолов, толкуют их, пытаются адаптировать под современные реалии. Заметьте, что в своих трудах они всегда отсылают нас к первоисточнику. Апостолы организовали Христову Церковь, их учение и есть для нас истинное свидетельство Духа Святого. Трудности же в понимании некоторых высказываний апостола Павла лишь подчеркивают, что его послания не богословские трактаты. Это письма и записи речей живого человека, который очень любил Бога и удостоился от Него величайших откровений.
— Как в Церкви решают, какой фрагмент Апостола сегодня читается на службе?
-Для этого существует богослужебный календарь. Например, в период пасхальных дней чтение Апостол совершалось в хронологическом порядке. В определённые же дни, в праздники мы слышим чтения тематические, например, посвященные Таинствам, их утверждению, или каким-то событиям, нравственный смысл которых гораздо глубже раскрываются через конкретное евангельское или апостольское чтение.
— К примеру, началась неделя о слепорожденном, какой Апостол читался и почему?
— Читалась история о служанке, которая встретилась апостолу Павлу и его спутникам, и апостол Павел её исцелил. Она была одержима нечистым духом, и этот эпизод вписывается в евангельскую тему об исцелении слепорожденного. Слепость- одна из основных тем Священного Писания. Все мы чем-то одержимы, и эта одержимость не дает нам возможности видеть реальные вещи. И пока человек не отречется от своего безумия, не прозреет духовно, он не может видеть мир таким, каким его создал Господь.
«Мы кирпичики одной башни»
— Апостолы получили от Иисуса Христа повеление и дар Божий нести благую весть «до краев земли», и у них это получалось. Значит ли это, что голосом апостолов говорит Сам Бог, или все же это их собственное творчество?
— В Церкви существует такое понятие как боговдохновенность. Апостолы получили от Господа дар слова, но сохранили свои индивидуальные черты, свое видение, свободу воли Господь ни у кого не забирает. Апостол Петр остался таким же горячим и деятельным, в апостоле Павле, который пришел позже всех и не видел Христа, сильнее всех горел огонь веры, и эти особенности характеров двух непохожих друг на друга апостолов проявляются в их текстах. Апостолы сами писали свои тексты, описывали те события, свидетелями которых они были или сами что-то пережили. Все написанное или произнесенное ими шло от сердца.
В древней книге «Пастырь» апостола Ерма среди множеств притч и образов есть удивительный образ башни. Христианство сравнивается с недостроенной башней, и каждый новый христианин – это новый кирпичик, новая кладка. Часть кирпичей может обвалиться, при этом башня не пострадает – у нее крепкие стены. Такой же нерушимой стеной в основании Церкви стоят апостолы. Если вспомнить древнюю историю, то наша Русская Православная Церковь началась от апостола Андрея Первозванного. Он приходил на Русские земли, проповедовал здесь, и существуют неопровержимые доказательства того, что основателем христианской Церкви на Руси является апостол Андрей Первозванный. Чувствовать себя сопричастником апостольству, конечно, очень радостно.
«Куда идешь, Господи?»
— Отец Дмитрий, есть ли у Вас любимые истории из жизни апостолов?
Известный и любимый православными читателями исторический роман Генрика Сенкевича называется «Камо грядеши?» Он повествует о первых христианах Римской империи. Происхождение этого выражения связывают с церковным преданием об апостоле Петре. Когда апостол Пётр был главой Римской христианской общины, в ночь на 19 июля 64 года в Риме случился великий пожар. Императору Нерону необходимо было найти виновных, ими и стали христиане. Согласно преданию, Петра предупредили о возможности быть схваченным и попросили покинуть город. Ночью он вышел из Рима, но увидел идущего навстречу Христа, Апостол спросил своего Учителя: «Куда идешь, Господи?» На что Христос ответил: «Если ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». Петр, устыдившись своей слабости, вернулся в Рим, где был заключен в темницу и принял мученическую смерть на кресте. Однако он просил распять его не как Христа, а вниз головой, считая себя недостойным умереть так же, как Учитель.
В переносном смысле вопрос «камо грядёши» является предложением задуматься, правильно ли человек живет, какой путь он выбрал в своей жизни, верны ли его жизненные цели. Книга «Деяний» переполнена такими яркими сюжетами, образами. Если брать «Послания», то, наверное, та часть «Послания к Римлянам», 91 зачало, которое мы читаем на Крещение: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха». Это своеобразная хартия для новокрещенного, его договор с Богом.
«Чему надлежит быть вскоре»
Возможно, мои слова странно прозвучат, но как в литературе Пушкин – это «наше всё», так и для христианства апостол Павел тоже «наше всё». Такое сосредоточие любви, нравственности, глубоких мыслей и научений дало право советским литераторам даже назвать апостола Павла автором христианства. В то время, когда под сомнение ставилась сама личность Христа, в научных трудах, в советской энциклопедии существовала именно такая формулировка. Понятно, что советская идеология всеми силами пыталась увести людей от Христа, обезличить, обесценить Бога, поэтому нужен был человек, которого необходимо было назначить автором христианской религии. Апостол Павел был для этого самой удобной фигурой.
— Скажите, отец Дмитрий, почему на богослужениях никогда не читается Апокалипсис?
— Потому что эта непростая книга — пророческая, и она дает человеку много соблазнов. Сколько столетий люди ждут конца света, даже называют конкретные сроки. И если мы ещё будем читать в храме Апокалипсис, таких предсказаний появится еще больше. Апокалипсис — это часть Священного Писания, но эта книга не читается на богослужениях, потому что у богослужения иная цель – нравственное научение. Эта книга о другом, она напоминает нам, что всему бывает конец.
Евангелист Иоанн сам указывает на цель своего труда: показать людям «чему надлежит быть вскоре».