Проповедь священника Аркадия Махсумова в Неделю Всех святых:
– Братья и сестры, Петров пост в этом году короткий, меньше двух недель. Иногда может возникнуть даже такой соблазн: «Да что там каких-то десять-одиннадцать дней – ничего страшного! Сейчас я сделаю рывок и быстренько всего достигну. Это ж не Великий пост! И это сделаю, и то сделаю, и всё у меня получится и удастся в духовной жизни». Но всякий, кто пробовал поститься Петровым постом, знает, что этот пост, как говорят христиане в обиходе, самый коварный пост. Почему коварный?
Во-первых, лето на дворе, изобилие жизни, красок, природы, тепла, солнышка. Всё поёт и радуется жизни, душа говорит: «Песни петь надо!» В песнях, по большому счету, ничего плохого нет, нет ничего плохого и в красках. Другое дело, когда мы, как на медленном огне, этими красками, этим буйством жизни подогреваемся и доходим до какого-то исступления плотского. Когда плоть начинает нами обладать, когда мы не можем ни в чем себе отказать, не можем остановиться порой. К сожалению, в этой ветхой природе человеческой нет внутреннего тормоза. Стартер есть, педаль газа есть, с тормозами все плохо.
Церковь святится Господом
И чтобы человеку не сорваться в пропасть, не улететь на крутом вираже куда-нибудь, Святая Церковь на этих рельсах, на этом пути подставляет периодически такие башмаки. Разогнался состав, а Церковь выбегает с этим башмачком, подставляет его на рельсы – искры, скрежет…стоп! Поезд встал! Это надо не Церкви – это надо нам с вами. Это надо не Богу – это надо человеку.
Сегодня, в преддверии поста Петрова, отмечается день всех святых, память всех святых. Как можно говорить обо всех святых, как объять необъятное? Как можно выделить у всех святых что-то общее, что-то единое? Ведь они все были очень разными людьми: по-разному талантливыми, по-разному сложными, характеры у них были тоже разные. И если мы еще пристальнее присмотримся, то мы убедимся, что все святые-то были людьми не всегда простыми, не всегда безоблачными, были и грешными. Как-то Владыка Фома в одной из проповедей процитировал кого-то из святых отцов. Он сказал, что «святость – это не стерильность». Удивительно, правда? А ведь нам именно так и кажется, что святой человек – это человек, у которого абсолютно не было ни ошибок, ни падений. Вот он родился – и сразу освятился и воспарил. Так не бывает.
Когда мы говорим о святости, надо понимать, где ее источник. Церковь святится Господом Иисусом Христом. И святы все её члены только Его святостью. И апостол Павел писал свои Послания святым. Святым Ефесской Церкви, святым Лаодикийской Церкви и так далее.
А эти люди, только что вступив в Церковь, крестившись, сразу стали святыми? Стали. Потому что в Крещении омывается с человека первородный грех, и это самое главное. Это то ярмо, те кандалы, которые как раз и не дают человеку спастись. Если нет этих кандалов, то человек при помощи благодати Божией и собственного труда способен спастись.
По факту присоединения к Церкви, по факту пребывания в Церкви, но, самое главное, по наличию в нас искреннего сердечного стремления быть с Богом, мы все с вами святы. И, конечно, надо правильно понимать это слово. Это слово сказано нам апостолом Павлом в ободрение, в напоминание нашей огромной ответственности, но не для того, чтобы мы почили на лаврах и сказали: «Мы святы. Пойдем есть, пить и радоваться». Конечно, нет.
Оставить земное ради Христа
И вот сегодня в напоминание о нашем главном залоге, о нашей главной заповеди мы слышим Евангелие, в котором Христос говорит тяжелые для нас, ветхих людей, слова, страшные слова. Слова, которые для многих становятся камнем преткновения и в сердцах порождают тяжелые сомнения, раздумья. Я даже встречал людей, которые не смогли пережить этот искус. А Христос говорит: «Кто любит отца или мать более, чем Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 37-39). И апостолы, самые близкие люди Христа, которые три с половиной года назидались его примером, словом, делом, казалось бы, всё должны понимать, и они вдруг с удивлением спрашивают: «Господи, а что будет нам, которые оставили все ради Тебя? Что-то будет нам? Какая-то награда?» И Господь утешает и говорит, что представить себе невозможно, какова будет награда тем людям, что оставили земное ради Христа. Земное ради небесного.
Но неужели Христос действительно призывает нас оставить своих родственников, попечение о своих близких? Может быть, нам разорвать семейные узы и посвятить себя всецело Богу? Но разве этому Христос нас учит? Конечно, нет. И мы знаем, что Церковь всегда стоит на страже целостности семьи и любого человека, который попал в заблуждение, в лапы своих каких-то обид, гордыни. Мы знаем, какие сейчас хитросплетения в мире отец лжи разливает повсеместно, чтобы разрушать семьи. Внушает людям мысли горделивые, и люди уже не могут терпеть друг друга, не могут выносить друг друга. Они приходят на исповедь и священнику прямо говорят: «Батюшка, я уже не могу больше, ну никакой возможности нет находить общий язык с этим человеком (мужем или женой), терпеть его. Всё!» Человек этот как бы говорит, что больше не намерен сохранять любовь, данную ему Богом, не намерен потрудиться, чтобы сохранить семью, что заповедь Божия ему не под силу.
«Любовь – это не вседозволенность!»
Мы знаем прекрасно печальный опыт нашей страны последних десятилетий, когда на нашу землю приходили секты и сектанты, одним из их орудий людского разделения было разрушение семьи. Они льстили каждому из супругов и говорили: ты такой хороший, ты такой уникальный, тебя не понимают, тебя не ценят в семье. И постепенно в человеке возгревалась гордыня, и он решал уйти из семьи. И только священник православный на исповеди всегда говорил: “Ты что, совсем плохой? А ну-ка иди быстро мирись со своим мужем, иди мирись со своей женой. И не жалуйся мне больше никогда, на свои грехи смотри! Христос нас к этому призывает, Христос нас этому учит: видеть свои грехи”. И тот крест, о котором говорит Господь, состоит не в том, чтобы разорвать семейные узы, а в том, чтобы, понимая всю огромную ответственность за своих близких, сохраняя к ним любовь, осознавать, что главное в нашей жизни – это наш Творец, наш Податель жизни. И главное отношение, которое определяет нашу жизнь и смерть и вечную участь – это отношение с Богом. Если эти вещи перепутать, то как бы ты ни жил устроено, как бы тебе ни казалось, что ты живешь счастливо, ты уже в этой земной жизни увидишь прах и крах.
Многие люди, отказавшись от Бога, от духовной жизни, от Церкви, считали, что сами прекрасно воспитают своих детей: «Мы без ваших нравоучений, без нотаций Церкви разберемся!» И сколько мы видели фиаско от такой жизненной позиции. Сколько родительских слез пролито, сколько рук воздето к Небу: «Что мы наделали? Господи, помоги!» Если бы сразу Бог был на первом месте, если бы сразу строгость родительская была! Ведь именно строгость и есть самое главное обрамление настоящей любви. Ибо любовь -это не вседозволенность. Крест наш христианский в том и состоит, чтобы понимать свои обязанности, любить своих ближних, но никогда не путать местами любовь к ближнему и любовь к Богу. И если будет все на своих местах, тогда будут у нас силы взять свой крест, понести все трудности, сопротивление этого мира, свои какие-то плотские немощи. Плоть восстает, не хочет, говорит – не хочу, не буду, надоело, устал, перемолился, перетрудился, перечитал. Вот эту плоть побеждать – и есть самый главный крест. И каждое наше старание, каждое наше усилие на этом пути – это несение креста. Если мы этот крест хоть как-нибудь, хоть худо -бедно, медленно, немощно будем двигать вперед, то надежда на спасение нас не покинет. Аминь!