16 февраля на 78 году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошла ко Господу монахиня Серафима (Мария Павловна Пономарева). Погребение состоится 18 февраля в 11:30 в храме Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса), в котором Мария Павловна более 30 лет руководила церковным хором. Вспоминает бывший настоятель Покровского храма, духовник сестры Серафимы иеромонах Иов (Серов).
– Вся жизнь Марии Павловны была посвящена Богу, служению Церкви и родному Покровскому храму, в котором её стараниями был создан прекрасный хор, лучший не только в Левобережье, но и во всей Саратовской епархии. В 70-ые годы здесь пели замечательные певцы, солисты Саратовского театра оперы и балета. Они это делали, конечно, негласно, время было такое, что за пение на клиросе можно было не только лишиться работы, но и свободы.
Сама Мария Павловна, еще будучи студенткой, была исключена из Саратовского музыкального училища, позже на неё было заведено уголовное дело за антисоветскую пропаганду, и только благодаря вмешательству архиепископа Пимена, который очень её ценил, удалось избежать суда.
Покровский храм был её родным домом, куда мама привела Марию ещё ребенком. Всю жизнь Мария Павловна мечтала о монастыре, её даже звали монашенкой. Очень строга была ко всем, но к себе в первую очередь. Все Покровское и Саратовское духовенство старшего поколения её знает, называют легендой, и это действительно так. По благословению Владыки Лонгина, который тоже очень ценил Марию Павловну, она регентовала в нескольких саратовских храмах.
В 2020 году по благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия был совершен её монашеский постриг с именем Серафима. С благодарностью к Богу и с большой радостью воспринял я это решение, осуществилась давняя мечта Марии Павловны – стать монахиней. Она всегда и была по духу монахиней, жила настоящей христианской жизнью.
Более 40 лет Мария Павловна страдала от сильнейшего диабета, потом у неё случился инсульт, врачи не понимали, как она вообще живет. А она не просто жила, но продолжала служить, и без Церкви не представляла своей жизни. Уже полностью ослепшую мы привозили её на службы, ей необходимо было причащаться, слышать церковное песнопение, дышать запахом храма.
Это была выдающаяся женщина, мы будем молиться об упокоении её души, пока живы, самой искренней молитвой. Вечная ей память!