«Зачем Гоголю мистика?» — очередная встреча в клубе любителей культуры была посвящена таинственному миру мистических повестей писателя.
Более загадочного писателя в русской литературе, чем Гоголь, найти трудно. О нем много спорили при жизни писателя и продолжают спорить по сей день. Святитель Игнатий Брянчанинов видел в Гоголе смешение света и тьмы, религиозный философ и литературный критик Василий Розанов называл гоголевский смех сатанинским, говорили даже, что писатель разжигает нездоровый мистицизм, заигрывает со злом. И сегодня споры продолжаются, они сводятся к тому, был Гоголь мистиком или нет? Ведь человек, верующий в Бога, находящийся в лоне Церкви, не может быть мистиком.
Кем был Гоголь на самом деле, что пытался сказать своими книгами, зачем пугал читателя всякими упырями, ведьмам и приведениями –в этих непростых вопросах творчества одного из величайших классиков русской литературы разбирались гость клуба священник Аркадий Махсумов и его постоянная ведущая Ольга Стрелкова. Она рассказала о судьбе писателя, впитавшего с раннего детства украинскую культуру, наполненную разного рода легендами, поверьями, языческими обрядами. Семья писателя была очень религиозной, но при этом так же верила в сны, гаданья, христианство переплеталось с язычеством, и в этой атмосфере прошло детство Гоголя. Мистические образы прочно вошли в сознание писателя, стали частью его творчества. И если в повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» нечистая сила вызывает смех и веселье, то в самом мистическом произведение «Вий» писатель показывает, как зло проникает в душу человека, не имеющего крепкой веры для борьбы с ним.
«По сути, герой повести философ Хома вступает в духовную брань с бесами, не прося помощи у Бога, и проигрывает этот смертельный поединок», — отметила ведущая.
Так от чего погиб Хома? От страха или своего маловерия? Отвечая на этот вопрос, отец Аркадий сказал: «Страх, конечно, вызывает и отчаяние, и чувство беспомощности, но если человек с Богом, никакая нечистая сила его не одолеет. Гоголь прекрасно знал, что монахов в монастырях злые духи не раз искушали, и даже причиняли им физические страдания, но они побеждали их молитвой. В герое повести был тот духовный изъян, который и дал возможность нечистой силе одержать победу над ним».
Интересным открытием стал для слушателей и разговор ведущих о самом спорном произведение писателя – повести «Шинель».
Принято считать, что повесть «Шинель» — это повествование о «маленьком человеке», забитом, глубоко несчастном, никому не нужном. «На самом деле, — сказал отец Аркадий, «Шинель» — это притча, в которой показано, как кроткий, смиренный, почти что святой человек может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, не в департаменте, где служит Акакий Акакиевич, а в его душе. Цель православного человека — духовное совершенствование. Для Акакия Акакиевича высшей идеей стала обычна вещь — шинель. И когда герой её лишается, жить ему становится незачем, он умирает».
Продолжая беседу, ведущие отметили, что Гоголь в этой повести доводит до читателя евангельскую истину: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут». (Мф. 6;19).
Заканчивается повесть вполне в духе Гоголя – мистически. По Петербургу носится приведение и срывает с чиновников шинели. Сердце Акакия Акакиевича остается на земле, неприкаянная его душа мечется в поисках шинели, она прилипла к ней. Жизнь без Бога приводит человека к духовной гибели. В этом христианский смысл повести, делающий её бессмертной.
Не сразу проявляется религиозный смысл еще одного бессмертного произведения Гоголя – повести «Портрет». Она посвящена проблеме творчества, отношению художника к своему таланту, к тому особому дару, который приближает человека к Богу. Гоголь, обращая внимание читателя на казалось бы незначительные детали, показывает, как постепенно Чартков превращается из талантливого художника в злого завистливого демона и умирает в приступе бешенства.
«Гоголь через мистические образы указывает нам на человеческие пороки, уродливые черты в душах людей, их внутренние болезни. Таков его художественный мир. И проникая в него, православный читатель не только наслаждается прекрасной прозой русского классика, но глубже понимает творчество гения, растет духовно на его произведениях», — завершила ведущая клуба беседу о мистике в творчестве писателя.
Участники клуба любителей культуры поблагодарили ведущих за интересный разговор, отметив, что после него появилось желание перечитать известные со школьной скамьи произведения, вникая в их глубокий христианский смысл.
Фото Татьяны Уютовой