Публикации
Все мы — образ Божий
В Москве завершился XI Общецерковный съезд по социальному служению. В масштабном форуме приняли участие представители Покровской епархии — руководитель отдела по делам благотворительности и социальному служению священник Кирилл Панкрашов и руководитель центра «Милосердие» Елена Гранкина. По возвращении они рассказали, что полезного им удалось почерпнуть и как этот опыт реализовать на практике.
Быть внимательными и терпимыми
— Отец Кирилл, на съезде встречаются люди, которые посвящают себя служению на благо ближнему. Какая главная тема обсуждений была в этом году?
— Съезд этого года посвящен тому, как помочь беженцам, раненым и пострадавшим в зоне конфликта. Выступивший на форуме Патриарх Кирилл особо отметил оказываемую помощь людям, пострадавшим после начала специальной военной операции. Это центры помощи беженцам, временные пристанища для переселенцев, разноплановая деятельность сотен добровольцев, неоценимый труд врачей и медицинских работников. Но не менее широко обсуждалась помощь бездомным, детям-сиротам, людям с инвалидностью, а также зависимым от алкоголя и наркотиков. Эти темы поднимались экспертами, благотворителями, руководителями социального служения и представителями государственной власти.
— Вам удалось пообщаться со священниками, которые вплотную занимаются темой инклюзии и на приходах создают безбарьерную среду?
— Конечно, для себя я отметил опыт других епархий в работе со слабослышащими людьми. Как отметил владыка Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности, для начала нас надо приучать жить рядом с такими людьми. На самом деле, здоровые больше нуждаются в присутствии людей-инвалидов, чем инвалиды в помощи здоровых людей. Очень часто мы закрываемся от них и ребенка-инвалида воспринимаем как некую тяготу, некую сложность, мимо которой лучше пройти. Но это не так. Общение с ними помогает обратить внимание на внутренний мир человека, который у людей с ограниченными возможностями часто бывает богаче, чище, целомудреннее.
— Почему Вы заинтересовались этой темой?
— Впервые я общался со слабослышащими детьми в Энгельсском интернате. В пасхальные дни я пришел, чтобы поздравить их с праздником, угостить куличами, крашенками. Надо было ребятам рассказать о торжестве, я специально не готовился, ведь только утром произносил проповедь после Литургии. Думал, сейчас те же мысли перескажу. Но я ошибся и, хотя там был сурдопереводчик, не смог с ними общаться. Тот смысл, слова, которые я произносил с амвона, для них не годятся, их очень сложно перевести. Я тогда растерялся и понял, что это проблема для меня. Так начался мой опыт. Затем мы решили с сурдопереводчиком для них провести молебен: адаптировали текст, перевели с церковнославянского на русский и потом на жестовый язык. Сначала попробовали в школе, а потом и в храме. На наше удивление, тогда пришло около 60 детей. Спустя время ко мне обратилась глухонемая женщина с просьбой покрестить ребенка. А как крестить? Опять проблема. Человек же должен понимать, что происходит, что за таинство совершается. Я понял, что Церковь для глухих закрыта, и это стало движущим мотивом в развитии помощи им. Чин крещения мы также адаптировали с сурдопереводчиком, больше недели переводили, готовились и покрестили тогда не одного, а троих ребят.
— Вы принимали участие в Литургии в Симоновском монастыре в Москве. Удивительный приход, где окормляют неслышащих и слепоглухонемых людей. Как у них все организовано?
— Богослужения совершают с голосом, с сурдопереводчиком. Этот вариант эффективен — слабослышащие люди воспринимают богослужение глазами, подкрепляют жестами и звуками. Так они хорошо запоминают службу. Я был поражен тем, что неслышащие прихожане наизусть знают последовательность Литургии, тайные молитвы, тропари. Господь сподобил встретиться со священниками из разных регионов, которые поделились опытом окормления глухонемых. С такими людьми они проводят праздники, встречи, даже спортом занимаются при храмах. С ними проводят уроки по основам веры, организуют воскресные школы для детей. Да, для этого надо приложить гораздо больше усилий. Это задача не из простых…
— И как Вы видите дальнейшее развитие этого социального служения?
— В планах провести Литургию в следующем году, ближе к лету. Это требует особой подготовки. Пока мы начнем с обычных бесед. Попробуем перед Рождеством организовать первую встречу с детьми и родителями. Ведь они о Боге ничего не знают. Они лишены слуха и, следовательно, лишены информационного поля, в котором мы все живем. К сожалению, то, как неслышащие воспринимают мир, интересует только людей, связанных с этой проблемой, тех, у кого есть родные, близкие с нарушением слуха. Зачастую с ними никто никогда не говорил о вере. Поэтому для нас главное — сформировать с ними приход, начать общаться, совместно проводить праздники, мероприятия, объединить такие семьи, рассказать об основах веры и только потом привести к Чаше детей и родителей.
— Как же у слабослышащих людей принимать исповедь?
— Мне предстоит не только изучить язык жестов, но и погрузиться в их мир. Это постоянная работа, постоянная жизнь в этой среде. Это точно так, как иностранный язык: выучить его можно, но говорить на нем ты будешь, только если находишься в этой языковой среде. Конечно, такие люди на исповеди могут написать записку и отдать ее священнику, но это не заменит доверительного искреннего разговора. А чтобы соблюдалась тайна исповеди, и по жестам другой неслышащий человек не смог увидеть, о чем идет речь, ставят специальную ширму. Все это — дело не одного года. Возможно, получится принять участие в секциях по этому направлению служения на предстоящих Рождественских чтениях и изучить другой опыт.
— Что мы должны знать о тех, кто не слышит?
— Мы очень нетерпимы к этим людям. Глухой человек не слышит своего голоса, он не может контролировать его тембр и громкость, и для уха слышащего специфическая речь неслышащих не комфортна. Но нам нужно быть внимательными ко всем, не разделяя людей на глухих, слепых. Нужно иметь любовь в своем сердце и уважение к ближнему своему, не забывая, что он есть образ Божий — такой же, как и мы. И по благословению владыки Фомы теперь каждый месяц в Троицком соборе будет служиться молебен о болящих, на который могут прийти люди с любыми недугами, в том числе и слабослышащие.
Нужна просветительская работа
— Елена Александровна, чем Вам были интересны секции?
— Площадки были содержательные, много секций были посвящены поддержке материнства и детства, что напрямую связано со служением АНО «Под Покровом» при Покровской епархии. Порадовало, что сегодня мы следуем в нашей деятельности именно тем приоритетам, которые были обозначены на съезде. Прежде всего, совместно с врачами, священниками проводим лекции и беседы со студентами, школьниками о повышении роли отцовства и материнства, о целомудрии до брака. Сегодня семья переживает кризис. Среди обращающихся в наш центр 99% — это матери-одиночки, будущие отцы устраняются от забот. Это стало обыденностью. Поэтому просветительскую работу со студентами и школьниками необходимо начинать уже со школьной скамьи, даже с детского сада.
— На съезде эксперты делились успешным опытом организации антиабортной деятельности. Что бы Вы отметили?
— Выступающие говорили, что если объяснять, что аборт — это грех, не каждый услышит, а если женщине на консультации дать подержать в руках макет 12-недельного эмбриона, то это будет действенно. Ведь это уже сформировавшийся малыш с бьющимся сердцем. Эксперты рассказывали, что, когда школьница взяла в руки макет малыша, у нее появились слезы. По благословению владыки Фомы совместно с епархиальным отделом по охране материнства и детства начнем проводить такие лекции во второй половине февраля в школах и колледжах. Комитет по образованию Энгельсского района данную инициативу уже поддержал. Также по благословению епископа Фомы в Свято-Троицком соборе будут служиться молебны о благополучном супружестве, о благополучном течении беременности и родам, о даровании детей.
Людмила Питайчук