Публикации
Время жить вечностью
Время — это дар, находящийся в нашем свободном распоряжении и уже безвозвратно ушедший.
Время — часть вечности; ежели оторвется от нее — отбрасывается в невыносимо-отчаянную бессмысленность. Дух человеческий — часть Духа вечности; ежели оторвется от него — теряет свой вечный смысл и покой и отбрасывается в крайние мучения, где рыдания и скрежет зубов. Дух времени нашего оторвался от Духа вечности, потому он мучится, рыдает и скрежещет зубами. Пронесите дух времени нашего через Дух вечности — что останется не покрасневшим от стыда, что останется от нашей культуры и цивилизации, что от науки и моды, что от демократии и революции?
До Христа вечность была предположением, от Христа она становится воплощенной ощутимой реальностью, которую руки наши осязают, глаза наши рассматривают, уши наши слышат (см.: 1 Ин. 1, 1). В Личности Богочеловека Христа время достигло органического единства с вечностью, а тем самым и своего вечного смысла. Поэтому Христос стал и навсегда остается вечным испытанием для всех времен, всех богов, всех людей и всех вещей. Проверенный Им, оцененный Им, дух времени нашего — человеческий, слишком человеческий. Человеком живет, человеком дышит, человеком похваляется дух времени нашего, а не Богочеловеком. В этом основа трагизма нашего. Человек, который живет духом нашего времени, смотрит лишь на то, что видимо, что временно; человек, который живет Христом, смотрит на то, что невидимо, т.е. вечно. Посему для первого нынешние заботы тяжелы, а для другого легки.
Сейчас крайний срок изменить критерии: не человек — мера всех вещей, а Богочеловек; не временем надо мерить вечность, а время вечностью; не Богочеловека — человеком, а человека — Богочеловеком; не небо — землей, а землю — небом; не разум Божий — умом человеческим, а ум человеческий — разумом Божиим. Дух времени следует подчинять духу вечности, а не наоборот; дух человека надо подчинять духу Богочеловека, а не наоборот.
Своей жизнию Христос показал, как человек органически соединяется с вечностью, как решает проблему времени и пространства. Святые шли богочеловеческим путем Христовым и смогли победить дух мира сего: они все временное сделали вечным, все человеческое — богочеловеческим; они и души, и тела, и чувства свои сделали бессмертными, нетленными, вечными. Они всегда жили по духу вечности, никогда по духу времени, и нам завещали жить Богочеловеком.
Преподобный Иустин (Попович)