Публикации
Пойте Богу нашему, дондеже есмь…
В «Откровении» апостола Иоанна Богослова написано, что хор ангелов славит Бога на небе, а церковный хор — на земле. Недаром певчих церковного хора сравнивают с ангелами. Да и мы, прихожане, слыша в храмах их пение, часто наделяем его эпитетом — ангельское.
Они были первыми
Прикоснуться к истории хора Свято-Троицкого кафедрального собора довелось благодаря школьной тетрадочке, которая по воле случая оказалась в моих руках. На нескольких ее листочках записаны воспоминания певчей хора Ирины Скариной. Она сейчас единственная оставшаяся в нем из тех, кто пел в его первом составе. Уже при встрече узнала, что Ирина до того, как стать певчей, пела в хоре театра оперетты. В его первом составе были тогда солисты энгельсского театра оперетты Светлана Жукова, супруги Маргарита Волгушева и Сергей Захария, Анатолий Горевой, Татьяна Филина, представители разных профессий, наделенные от природы вокальными данными, в том числе преподаватели музыкальных школ Елена Мищенко, Людмила Савельева, Игорь Лебедев и другие.
История создания хора берет свое начало в декабре 1990 года, когда Свято-Троицкой церкви было возвращено ее законное здание. У отца Александра Керимова, первого настоятеля возрождающегося храма, отношение к церковным хорам было особенное — трепетное, как к сокровищнице и украшению богослужений. Он пригласил регента Ирину Григорьевну Цветкову, которая была хорошо известна своей поистине подвижнической деятельностью в становлении церковных хоров Саратова еще в советский период.
В своих воспоминаниях Ирина Скарина рассказывает о двух памятных событиях в жизни новорожденного хора: о посещении в 1991 году Свято-Троицкой церкви архиепископом Саратовским Пименом (Хмелевским) и визите в 1993 году в Саратовскую епархию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
— К его встрече правящий архиерей владыка Пимен решил собрать сводный хор из лучших певчих храмов Саратова и Энгельса. В итоге образовался огромный хор из сорока человек, который буквально за несколько спевок должен был подготовиться к встрече Святейшего. В саратовском Свято-Троицком храме регентовал тогда отец Василий Стрелков. На спевках, которые он проводил до позднего вечера, присутствовал сам архиепископ Пимен. Он обладал хорошим музыкальным вкусом и знал толк в церковном пении. В день приезда Первосвятителя мы пели патриаршую Литургию. А в конце службы получили патриаршее благословение и памятные подарки — открытки с изображением Патриарха и его росписью со словами: «Пойте Богу нашему, дондеже есмь». Храню ее как святыню.
Службы в Свято-Троицком храме Покровска начались в декабре 1990 года в день памяти святителя Николая Чудотворца, Ирина Скарина пришла в хор в апреле. Говорит, что рука Божия привела ее туда. Первые шаги по тропинке к Богу становятся подчас судьбоносными для тех, кто по ней идет, и в итоге служение Ему становится делом всей жизни. Особенно, когда рядом с тобой оказывается такой талантливый наставник, как И.Г. Цветкова. Все, кто с ней работал, с полным правом могут назвать ее своей крестной мамой, научившей их понимать и любить церковное пение. Некоторые продолжили дело своего наставника, став руководителями церковных хоров. Елена Мищенко, педагог третьей музыкальной школы (где она по сей день работает), сменив Ирину Григорьевну, десять лет была регентом Свято-Троицкой церкви. Для Маргариты Волгушевой служение Богу стало профессией, как и для ее мужа. Она регентовала в храмах Саратова и области, следуя за назначениями мужа-священника. Внесли свой вклад в историю хора и регенты, которые заступали на службу в Свято-Троицкий храм, уже имея опыт руководства хорами. Это Любовь Петрова, Анна Фролова, Алла Стрелкова (в этот период ее муж был настоятелем Свято-Троицкой церкви).
Дело, ставшее жизнью
Сегодня вместе со своим коллективом продолжает историю хора регент Светлана Хахалина. Путь на эту духовную стезю начался у нее так же, как и у многих ее коллег. Закончив Саратовскую консерваторию по специальности «Хоровое дирижирование», работала в филармонии. Пришла в Свято-Троицкий собор Саратова, чтобы подработать — это были сложные девяностые годы, когда не выплачивались зарплаты, пенсии. А у нее к тому времени уже была семья, ребенок. Пела в хоре, а буквально через три месяца ее поставили регентом левого, будничного хора. Все трудности, с которыми она сразу же столкнулась, переборол охвативший ее огромный интерес и желание изучать и постигать совершенно новое для нее дело. В итоге оставила свою основную работу.
— Пришло ощущение, что хор — это то, что я ждала и искала. Удовлетворение от работы получала колоссальное, хотя трудно было очень, и работать приходилось много, — поделилась Светлана Владимировна.
Через два года ее поставили регентом Архиерейского хора. А когда спустя 15 лет в октябре 2011 года была образована Покровская епархия с кафедральным центром в городе Покровске, Светлана Хахалина возглавила хор Свято-Троицкого храма. И здесь, на новом месте, ей помогала большая поддержка и внимание к хору со стороны возглавившего Покровскую и Николаевскую епархию епископа Пахомия (ныне епископ Чистопольский и Нижнекамский). За это время Светлана Хахалина сумела сформировать коллектив. Сегодня Архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора входит в число лучших в Саратовской митрополии. О высоком уровне его исполнительского мастерства свидетельствует диплом лауреата I степени в конкурсе «Золотые огни Саратова» в номинации «Церковные хоры». Ну и конечно, переполненные зрителями залы, на сценах которых хор периодически выступает с концертами.
Когда хор как семья
Петь в церковном хоре, а тем более им руководить не так просто, как может показаться на первый взгляд со стороны. Нужно обладать не только хорошими вокальными данными, знать порядок службы, знать наизусть церковнославянские тексты, тропари, гласы… Регент — посредник между алтарем и хором, должен быть все время начеку, чтобы вовремя задать поющим нужный темп, тон в зависимости от того, как служит священник. Чтобы хор вовремя вступил, остановился. Это очень ответственно. Светлана Владимировна говорит, что помогает Бог и ее коллеги — коллектив хора. Верными помощниками являются для нее Виктория Блохина, Ольга Зиновьева, Нина Шувалова, которые иногда выступают в этой ответственной роли.
— Мне везло и везет на людей. Всегда в хоре собирается коллектив, который становится дружной семьей, складываются теплые, доверительные отношения, — поделилась Светлана Владимировна. — Есть у нас в хоре и семейные пары, что тоже способствует этому. Супруги Юрий и Стелла Хромых, семья солиста губернского хора, заслуженного артиста РФ и нашего известного тенора Андрея Яцуненко. У его жены Оксаны — сопрано, у дочери — альт. До недавнего времени пели у нас солисты Саратовского губернского хора супруги Лицовы. После смерти мужа, Бориса, его жена Анна, к сожалению, уже участвует только в наших концертах. Несколько лет назад большой утратой для коллектива стала смерть Марины Маловецкой, которая почти с самого открытия храма пела в хоре, впоследствии вместе с дочерью.
— От того, какая атмосфера на клиросе, в немалой степени зависит создание молитвенного настроя у всех, кто стоит на службе, — уверена Светлана Хахалина. — Однажды после праздничной службы к нам подошла женщина со словами: «Как же вы хорошо пели! Так ведь можно и в Бога поверить». Нам нередко приходится слышать от прихожан теплые отзывы, слова благодарности. Если кто-то благодаря нашему пению придет к Богу, это же замечательно!
Наталья Абрамова