Публикации
Не теряйте своего счастья
Церковь — это, в первую очередь, люди. Каждый приходит в храм со своей верой, любовью к Богу, с теми дарами и талантами, которые несет в сердце. И все это вместе — настоящее богатство Церкви. В юбилейный год Свято-Троицкого кафедрального собора мы рассказываем о тех, кто вписал свое имя в его славную историю, и о тех, кто сегодня с любовью трудится на благо родного храма. Накануне Дня семьи, любви и верности мы побеседовали с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора, диаконом Артемием Кошкиным — отцом четверых детей. Поговорили о его служении, о семейных ценностях и о том, почему он считает многодетность настоящим благословением.
Совершенствуясь в диаконском искусстве
— Отец Артемий, когда Вы пришли в Церковь?
— Мое воцерковление началось в отрочестве. Я заканчивал школу, физико-математический класс, и мечтал учиться в каком-то техническом вузе. Все предпосылки к этому были: призовые места на школьных олимпиадах, отличные отметки в аттестате, любовь к точным наукам, где я мог раскрыть свои способности. Все изменилось и потеряло для меня всякое значение, когда я впервые попал в алтарь. Это был Свято-Троицкий храм в Балаково, в который я пришел вместе с родителями. В нем началось воцерковление нашей семьи. Я был поражен красотой храма, его сакральной атмосферой, чем-то глубоким, священным, что впервые коснулось моей души.

Большое впечатление на меня произвели священники, пономари, диаконы, это были совсем иные люди. Я попал в другой мир, в котором мне было хорошо, и я захотел в нем остаться. Настоятель храма архимандрит Амвросий (Волков) позвал меня алтарничать. Все было ново и интересно, я любил приезжать на ранние службы, готовить все необходимое к Литургии. Для меня было большой честью, наградой просто прибраться в алтаре. Первым моим наставником был Кирилл Бауков, он тогда как раз поступил в семинарию и передавал мне эстафету пономарского служения. Сейчас отец Кирилл — клирик Покровской епархии, служит в Ершове. С таким же интересом и рвением я начал учебу в Саратовской духовной семинарии. Не поверите, но всегда с нетерпением ждал окончания летних каникул, хотелось скорее встретиться с друзьями, сесть за учебники. Мне нравилось учиться! После семинарии был направлен в Покровскую епархию. Наш Троицкий собор — первое и единственное место моего служения.
— А когда Вы впервые его увидели?
— Я был еще семинаристом, и меня направили участвовать в крестном ходе на праздник Крещения. Тогда эта традиция только зарождалась в Покровске, в нашем кафедральном соборе. Я шел крестным ходом с Архиерейским хором и не думал, что пройдет несколько лет, и я стану здесь служить, заниматься церковным пением, и одним из моих послушаний будет как раз организация крестных ходов.
— Отец Артемий, диаконское служение часто воспринимается как этап подготовки к священническому сану. Но Вы уже около тринадцати лет несете служение диакона. Было ли это осознанным решением — остаться именно на этой ступени священства?
— Да, и нисколько об этом не жалею! Диаконское служение очень важно, ведь как диакон молится, так и весь храм молится. Талантливые диаконы часто остаются в «сущем сане» до конца жизни, постигая секреты диаконского, певческого искусства. Я занимаюсь любимым делом, стараюсь совершенствоваться, руковожу мужским хором собора, являюсь организатором концертной деятельности Архиерейского хора. У меня нет специального музыкального образования, церковному пению я научился в семинарии, а преподавателем у нас был отец Андрей Соснин, ныне наш замечательный протодиакон, большой музыкант, обладающий прекрасным голосом. Теперь мы вместе служим, и я продолжаю у него учиться.
Мы всегда вместе
— Расскажите, как Вы с супругой нашли друг друга?
— Мы познакомились в семинарии. Оксана училась на регентско-сестринских курсах, мы несли общие послушания, в том числе и на клиросе, вместе участвовали в концертах. С первой встречи я понял, что нашел человека, с которым говорю на одном языке, который меня понимает и с которым я хочу создать семью. Я сделал Оксане предложение, и, окончив семинарию, мы повенчались. Я не ошибся: что бы ни происходило в нашей семье, радостное или печальное, мы всегда вместе и за все благодарим Бога.
— Церковь и вековые традиции говорят, что муж — глава семьи, но в современных семьях это не всегда так. А как в Вашей семье?
— Посмотрите на храм — его венчает купол. Так и в православной семье: главой должен быть мужчина. Не тот, кто командует и требует беспрекословного послушания, а тот, кто берет на себя всю ответственность за семью. Конечно, служение у меня на первом месте, поэтому большинство хозяйственных вопросов решает супруга. Моя жена домохозяйка, но Хозяйка с большой буквы! Хотя у нас нет особого разделения на труд мужской и женский, я, например, люблю готовить, и когда есть время, с удовольствием стою у плиты.
— Отец Артемий, поговорим о Вашей семье. Вы думали в молодости, что станете многодетным отцом?
— Да, всегда хотелось, чтобы детей было много. Многие говорят, что многодетность — это тяжкое бремя, подвиг. Мы с супругой никогда так не думали и считаем, что детей должно быть столько, сколько Бог дает.
А наша задача — воспитать их настоящими христианами. А что главное для христианина? Любовь и милосердие — это мы и стараемся воспитать в детях. Как-то шли с сыном по улице и увидели неопрятного человека, просящего милостыню. Взрослые всегда стараются пройти мимо, а мой сын остановился и говорит: «Папа, давай ему поможем, дадим денег!». И я порадовался за него: мой маленький сын показал, какими мы, взрослые люди, христиане, должны быть.
— А что Вы считаете категорически неприемлемым в воспитании?
— Думаю, в воспитании любого маленького человека неприемлемо насилие. Это не значит, что ты не остановишь своего ребенка, если он падает в пропасть, но беспричинная злоба, раздражительность в отношениях с детьми — это страшно.
— Удается ли Вам с матушкой побыть без детей, куда-то съездить, отдохнуть вдвоем, или всегда вместе с детьми?
— Очень редко, только если бабушка с дедушкой возьмут на это время внуков к себе. А вообще, мы любим отдыхать вместе. Берем палатку и отправляемся в тихое место на берегу Волги. Старшие дрова носят, разводят костер, рыбу ловят, младшие помогают маме. Им с нами интересно.
В малом совершается великое
— Что бы Вы сказали молодым людям, которые предпочитают браку и рождению детей свободную, независимую жизнь? Что они теряют?
— Счастье семейной жизни они теряют. С тревогами за детей, с их болезнями, проблемами, но и с радостями, с любовью, которая множится с появлением на свет каждого ребенка. Приходишь со службы усталый, а тебя встречают горящие глаза, радостные крики: «Папа! Папа!», даже пес радостно хвостом виляет — в этом и есть счастье. Свободная жизнь вне семьи, в которую сегодня верят некоторые молодые люди, кажется привлекательной лишь до поры до времени — пока ты молод, здоров, полон сил и стремишься к легкой, беззаботной жизни. Но что будет дальше? Пройдет десяток-другой лет, человек повзрослеет, и в сердце обязательно возникнет потребность заботиться о ком-то, почувствовать настоящую, взаимную любовь. И тогда он может осознать: путь, который когда-то казался свободным, был нравственно неверным. Стоит ли поддаваться псевдорадостям современного мира, когда речь идет о самой жизни — единожды дарованной нам Богом?
— Могли бы Вы назвать самый запоминающийся, самый счастливый день в Вашей семейной жизни?
— Таких дней много. Но, наверное, самый запоминающийся — это день нашего с Оксаной бракосочетания и венчания. Рождение каждого ребенка — огромное счастье. Бывают и маленькие радости, например, поссорились — помирились. Тоже счастье!
— Под финал нашей беседы прошу Вас продолжить фразу: семья для меня — это…
—…малая Церковь, а в малом часто совершается великое. В Евангелии сказано: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Так и в союзе жены и мужа присутствует Господь. А там, где Господь, там сила Божия. Это и есть самое главное и великое чудо.
Беседовала Ольга Стрелкова