Публикации
Наполнить души добром
В истории отечественного образования накоплен богатейший опыт духовно-нравственного воспитания. Мы обращаемся к нему, стараемся глубже понять и применить этот опыт, чтобы наши дети не потеряли моральные ориентиры, способности к состраданию, любви, милосердию, ответственному отношению к своему Отечеству. Своими размышлениями на эту тему и практическим опытом духовно-нравственного воспитания, который был использован в предыдущих епархиях, с участниками XIII Покровских образовательных чтений делится епископ Покровский и Новоузенский Феодор.
Нравственные ценности едины для всех религий
Тема, которую в этом году обсуждают на Покровских чтениях, — «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени» — глубока и чрезвычайно актуальна. Расскажу о программе
«Социокультурные истоки». Эта программа направлена на приобщение детей и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Ее авторы — И. А. Кузьмин (профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, руководитель Московского издательского дома «Истоки») и А.В. Камкин (доктор исторических наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета). Новизна программы «Истоки» — в соединении дошкольного образования, начальной и основной школы в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей. Еще одна интересная особенность этой программы состоит в том, что она вовлекает в процесс обучения не только ребенка, но и его родителей, потому что в методике заложена определенная обязанность членов семьи участвовать в подготовке домашнего задания. В программе не фигурирует слово «православие», чтобы не оттолкнуть людей, не особенно сочувствующих православной вере. По сути, духовно-нравственные и традиционные ценности едины для всех религий, служат фундаментом для каждого народа, поэтому к этой программе обращаются и в некоторых мусульманских республиках.
Алатырская епархия, которую я возглавлял с 2012 по 2024 год, явилась проводником этой программы. Основной экспериментальной площадкой была выбрана алатырская гимназия №6, и там появился интересный опыт соединения программы «Истоки» с учебным календарем, с государственными и народными праздниками. Сочетание нескольких календарей дало возможность и давать детям знания, и передавать духовный опыт, который формировался в нашем народе на протяжении нескольких веков.
Почему я поддержал эту программу? Она была мне знакома — в Астраханской епархии, где я служил с 2005 по 2010 год, мы уже использовали ее в воскресных школах. Популярность этой программы растет, по ней работают педагоги более чем в 60 субъектах Российской Федерации, и мы добились благодаря этой программе удивительных результатов. В обязательной школьной дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики» из шести модулей ученики и их родители выбрали «Основы православной культуры», охват был стопроцентный! К такому шагу детей и родителей подготовила именно эта программа, я в этом убежден. И в этом ее уникальность. Конечно, это большая совместная работа Церкви и педагогического сообщества, она началась в Чувашии еще до меня и вышла на всероссийский уровень.
Не только обучать, но и воспитывать
Накопленный положительный опыт я намерен использовать и в Покровской епархии, а генеральный директор издательского дома «Истоки» Игорь Алексеевич Кузьмин готов оказать нам методическую помощь. Подготовлен так называемый инструментарий, включающий в себя рабочую тетрадь, учебники, методические пособия для учителей, начиная от детских садов и кончая выпускными классами общеобразовательных школ, и всю эту литературу можно будет приобрести. Я думаю, что пилотный проект мы сможем запустить на базе одной из школ, с которой у Покровской епархии налажен хороший контакт. Надеюсь, всё у нас получится, тем более что программа отвечает всем требованиям министерства просвещения Российской Федерации. Добавлю, что авторы программы, которая служит духовно-нравственному просвещению детей и молодежи, получили среди прочих наград и Патриаршую награду «За нравственный подвиг учителя».
Мы можем смело развивать эту программу в наших образовательных учреждениях, показывая тем самым, что мы неравнодушны к духовно-нравственному облику подрастающего поколения и способны переломить те негативные тенденции, которые укоренились в нашем обществе за последние десятилетия. Установка школы только на обучение, образование, но не на воспитание детей, их духовное развитие привела к плачевным результатам. Программа «Истоки» возвращает нас к тому постулату, что школа должна не только давать детям знания, но и воспитывать будущих граждан нашей страны.
«Не в силе Бог, а в правде»
Наверняка многие из вас знают об уникальном православном воспитательном проекте «Горлица». Еще в Астраханской епархии я о нем слышал, а когда приехал в Алатырь, то с удивлением узнал, что это учение проводится и в Алатырской епархии. Оно разработано на основе православных ценностей и лучших традиций российского воинства, а мне как бывшему военному близка эта тема. Это очень интересный проект, он проповедует победу духа в любых сражениях. Не силой оружия, не техническими средствами, какими бы мощными они ни были, добиваются воины победы, а именно силой духа.
«Не в силе Бог, а в правде» — это крылатое выражение, которое приписывают святому благоверному князю Александру Невскому, стало символом веры в победу, основанную на моральных, нравственных принципах, а не
на грубой силе. Этой идее и посвящен проект «Горлица», в котором тоже участвуют родители и дети. Всё учение пронизано молитвой, участники проекта молятся утром, вечером, перед началом испытаний, перед трапезой, а завершаются учения Божественной литургией, которую я служил сам как руководитель епархии. Приведу лишь один пример, показывающий, как этот проект влияет на детей. В учении участвовал мальчик со своим отцом, отец был воеводой — мы используем в «Горлице» старые армейские названия, — а сын простым бойцом. Мальчик чрезмерно увлекался компьютерными играми и везде был первым, выигрывал все виртуальные сражения. А когда нужно было пройти реальные испытания, оказался последним. И отец как мудрый наставник сказал сыну: «Видишь, как отличается реальная жизнь от виртуальной!». Он поддержал сына, и к концу учений парень поднялся с последнего места на среднее. Главная цель этих учений — показать детям, что их успешность, в чем бы то ни было, напрямую зависит от их духовного состояния. Во время учений подростки практически попадают в уклад жизни православной общины, и без активной роли духовенства этот проект был бы попросту невозможен.
Очень важна работа с детьми и по другим направлениям. Мы организовывали с детьми походы, сплавы по реке Сура, лыжные туры. Как-то отправились в лыжный поход, и слышу, как один мальчик говорит маме: «Смотри, мама, меня епископ обогнал!». Казалось бы — что тут такого? Но на мальчика это произвело впечатление. Участие в спортивных состязаниях детей наравне со священниками — значительное для них событие. Ребята видят, что священники такие же люди, только они ориентируются не на те ценности, которые навязываются обществом, а на то, что дается им свыше.
Еще одно направление в нашей деятельности — привлечение студентов и школьников к работе с детьми-инвалидами, с зависимыми, был у нас и такой центр. Для ребят, участвующих в социальных проектах, это тоже духовно-нравственное воспитание. Помогая другим, они учатся сострадать, любить, жертвовать собой ради ближнего. Проблема не в том, чтобы чем-то занять нашу молодежь, а в том, чтобы их души и сердца наполнить добром.
Подготовила Ольга Стрелкова