Публикации
Мы живем в истории
В этом году в программу ежегодного Новоузенского фестиваля «Уездный самовар» добавилось еще одно духовно значимое событие: после 90-летного перерыва возобновлен крестный ход с иконой Божией Матери «Взыскание погибших».
На круги своя
Икона, написанная в конце XIX века, была приобретена приходом собора во имя святой великомученицы Екатерины города Новоузенска на интернет-аукционе и в сентябре доставлена в храм, где и заняла свое историческое место. Такую же икону в 1901 году подарил городу при освящении Покровского собора, в то время духовного центра Новоузенского уезда, епископ Самарский Гурий. С тех пор новоузенцы ежегодно в этот день совершали крестный ход с почитаемой иконой. Традиция прервалась на долгие 90 лет в 1934 году, когда храм был закрыт и разрушен богоборцами. И 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, новоузенцы вновь прошли по улицам города традиционным крестным ходом с иконой «Взыскание погибших».
Об этом событии и его духовном значении для верующих читателям нашей газеты рассказал настоятель собора во имя великомученицы Екатерины протоиерей Александр Милованов:
— Это действительно очень значимое историческое событие, о котором в «Самарских епархиальных ведомостях» в ноябре 1901 года писалось так: «Преосвященному Гурию, епископу Самарскому и Ставропольскому,
благоугодно было даровать в благословение городу Новоузенску в ограждение его от различных напастей, а главное, от ереси и раскола, свивших себе здесь большое и прочное гнездо, список с чудотворной иконы, отделанный в дорогую серебряную ризу и украшенный камнями, владыка от своих щедрот ее пожертвовал». Епископ Гурий был удивительным человеком, миссионером, который очень много сделал для просвещения народов, живущих в нашей стране.
Это был неутомимый пастырь, и вот 7 (20) сентября он прибыл поездом в Новоузенск освящать построенный по проекту саратовского архитектора Алексея Марковича Салько собор во имя Покрова Божией Матери и благоверного князя Александра Невского. Приехал не один, а с викарием Самарской епархии, будущим митрополитом Уральским Тихоном (Оболенским). Владыки привезли с собой главную святыню Раковского Свято-Троицкого женского монастыря икону Божией Матери «Взыскание погибших», которую возили по городам и селам Самарской епархии для совершения молебнов и, вероятно, завозили ее и в Покровск. От станции архипастыри с иконой прошли крестным ходом во временный собор, где владыка Гурий отслужил Литургию и подарил городу копию привезенной иконы. Вечером со всенощного бдения началось освящение нового собора. Несмотря на то что вмещал он до 2500 молящихся, места всем не хватило, и многие толпились снаружи на площади. Чтобы запечатлеть это историческое событие в памяти потомков, представители городской власти решили выбить на металлической табличке имена всех участников освящения собора и повесить ее в Покровском соборе. Об этом городской глава заявил Преосвященному Гурию в своей благодарственной речи и добавил, что этот день станет в Новоузенске ежегодным праздником с крестным ходом. К сожалению, при советской власти новоузенский Покровский собор был закрыт, полностью разрушен, а на его месте разбили городской парк. Крестные шествия прекратились на долгие десятилетия. Теперь на месте Покровского собора построен Екатерининский собор. В этом году мы специально приобрели икону «Взыскание погибших» и 21 сентября, в день освящения Покровского собора, совершили с ней крестный ход. В следующем году будет отмечаться 125 лет со дня освящения собора и 125 лет установления крестного хода с иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Всё возвращается на круги своя.
Вернуть историческую память
— Отец Александр, что-нибудь известно об иконе, которая находилась в соборе до 1934 года?
— Всё же было разрушено! Цель богоборцев состояла в том, чтобы изменить полностью мировоззрение людей, уничтожить в народе религиозное сознание, православную культуру. В те сентябрьские дни 1901 года владыкой Гурием был освящен не только великолепный Покровский собор, но и Троицкий храм Новоузенского женского монастыря и Никольский храм городского реального училища, и все они утрачены в годы гонений на Церковь. Свято-Троицкий женский монастырь, например, обустроенный, благоукрашенный, полностью исчез, как мифическая Атлантида на дне моря, от него и камня не осталось. Мы сейчас буквально по крошкам
пытаемся собрать, восстановить прошлое нашего города, его прекрасные памятники истории и культуры, но, к большому сожалению, почти всё утрачено, икона «Взыскание погибших» не сохранилась.
Из того немногого, что пока удалось отыскать, — это Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть», святыня русского Приамурья. Владыка Гурий долго служил на Дальнем Востоке и икону эту очень любил, а когда служил на Самарской кафедре, то дарил копии образа во все монастыри и уездные соборы. В Новоузенске найдено несколько списков этого образа, который почитался не только на Дальнем Востоке, но и по всей России. Название дивного образа проистекает из Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотью. На иконе изображено чревоношение Богомладенца — такой вот уникальный образ. Эту икону епископ Гурий подарил сестрам женского Свято-Троицкого монастыря, и ее смогли чудом спасти от гибели при уничтожении монастыря и бережно хранили, передавая из рук в руки, пока в 1994 году она не попала в Екатерининский приход.
И в этом Промысл Божий
— Как прихожане, жители города восприняли приобретение старинной иконы «Взыскание погибших»? Ведь перед этой иконой молятся те, кто ищет пропавших без вести людей и молят Царицу Небесную о защите в трудные времена. Сегодня это особенно актуально.
— Да, к этой чудотворной иконе припадают все, кто ищет помощи, кто находится в отчаянном состоянии, в безнадежной ситуации. Икона является также образом милосердия Богородицы к тем, кто оказался на грани духовной гибели и потерял всякую надежду. Глядя на этот образ, жители Новоузенска вспоминают, что был когда-то на их земле большой прекрасный Покровский собор, потом его разрушили богоборцы, начались страшные гонения на Церковь, и они продолжались долгие десятилетия. Но всегда были люди, которые оставались верными Христу, которые, рискуя жизнью, хранили у себя дома иконы, и сегодня эти иконы возвращаются на место, в дом Божий. Нам только кажется, что мы изучаем историю, на самом деле, мы живем в истории, и мы ее создаем. И то, что было, и то, что будет, — всё зависит от нас. Я рад, что мы свою историю, историю Новоузенска, собора узнаем и стараемся восстановить утраченное. Наша задача — вернуть историческую память, по-новому взглянуть на трагические события прошлого века, которые происходили по всей стране и не миновали наш город. И когда мы празднуем очередную годовщину Великого освящения утраченного Покровского собора и вновь построенного собора во имя святой великомученицы Екатерины, мы должны вспоминать трагические страницы истории всех новоузенских храмов.
Люди с большим благоговением подходят к образу Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Икона хорошо сохранилась, и, слава Богу, на аукционе кроме нас никто на нее не претендовал. В этом я тоже вижу Промысл Божий.
Подготовила Ольга Стрелкова