Публикации
Митрополит Игнатий: «У животных есть душа»
Отношения человека с братьями нашими меньшими идиллическими не назовешь. Человек питается мясом животных, одевается в их шкуры, убивает зверей и птиц ради забавы на охоте. Неужели так было задумано Творцом, когда Он поставил человека владыкой над бессловесными тварями? Какое место они занимают в мироздании, есть ли у них душа? О христианском отношении к животным мы побеседовали с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием.
Господь любит каждую тварь на земле
— Когда Бог сотворил землю, животных, людей, все пребывало в полной гармонии. Венцом природы был человек, животные ему служили. Дисгармония наступила с момента грехопадения человека: человек стал убивать животных. Человек — владыка природы, но владыка, который пал и стал использовать своих подопечных в корыстных целях. Из всех живущих на нашей планете существ он стал самым жестоким животным. Как сказано в Священном Писании: …тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22). Но ведь животные, в отличие от человека, ни в чем перед Богом не виноваты?
— Грех только на людях, животное, что бы оно ни делало, не согрешает. Мы находимся во времени, как в неком условном гетто, которое однажды закончится, и наступит вечность. Но пока длится наша земная жизнь, мы должны стараться оставаться людьми, такими, какими нас задумал Господь, а в этом замысле не было потребительского отношения, тем более жестокости по отношению к четвероногим созданиям. Мы знаем из жизнеописаний праведников, что люди, которые были близки к Богу, такие, как преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, свободно общались с дикими животными, звери буквально ели из их рук. Один из ярчайших примеров — житие великомученика целителя Пантелеимона. Хищники, к которым святого бросили на растерзание, не тронули его.
— Почему? Неужели звери понимали, что перед ними святой?
— Близость к Творцу возвращает человека к той гармонии, которая была до грехопадения. И животные ее чувствуют. Если человек духовно возрастает, то и животные рядом с ним преображаются. Где-то глубоко в сознании зверей сохраняются отголоски рая. Нередко можно наблюдать, как животные действуют вопреки инстинктам, например, кошка выкармливает крысят, собака может заменить мать осиротевшим волчатам. Почему они так поступают? Потому что в задуманном Творцом мире не было вражды между Его созданиями. И то, что люди стали использовать животных для утилитарных целей, — это не норма, заложенная Творцом. Священное Писание об этом говорит: Господь любит не только человека, но и каждую тварь на земле. Ни одно живое создание не останется без заботы любящего Творца.
Одно дыхание у всех
— Если относительно наличия души у животных у богословов существует единодушие — душа есть, поскольку у зверей и птиц есть эмоции, то по поводу бессмертия души братьев наших меньших одного мнения нет. Одни считают, что души животных умирают вместе с телесной оболочкой, другие, как, например, святитель Лука Крымский, приравнивают души животных к человеческим. Если согласиться с тем, что душа у животных такая же, как у человека, тогда возникает вопрос: что с ней происходит после смерти?
— Нам знания об этом не открыты. Но каждый имеет право на свое мнение. Мне ближе утверждение, что одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом (Еккл. 3, 19). Я согласен со святителем Лукой, который говорил: «Душа животного в крови его. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела». Господь никого не оставит, включая животных, мы должны доверять нашему любящему Отцу. Меня удивляет, когда люди, видя заботу животных о своих детенышах, объясняют это только инстинктом продолжения рода. А вот собака жертвует своей жизнью ради хозяина — как это объяснить? Я бы не называл такой поступок инстинктом, напротив, он идет вразрез с инстинктом самосохранения. Мне кажется, нельзя упрощать и недооценивать Творца, когда мы рассуждаем о душах животных.
— Можно ли просить Бога об исцелении домашних питомцев? Некоторые большие любители животных даже предлагают отпевать их после смерти.
— Животные не нуждаются в отпевании, поскольку на них нет греха, а молиться и просить Бога мы можем о чем угодно, в том числе и об исцелении наших домашних питомцев.
Главное — общаться с человеком
— Есть на этот счет известный афоризм: «Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки». Животных, наверное, легче любить, чем людей?
— Это правда, любить безгрешное создание легче, чем грешное. Животное не нагрубит, не обидит, будет ластиться к хозяину, каким бы тот ни был. Бывает так, что одинокому человеку никто и не нужен, кроме кота или собаки. Это неплохо, когда рядом есть живая душа, но если при этом не любить людей, такой перекос свидетельствует об повреждении души, чрезмерное поклонение домашнему любимцу носит характер идолопоклонства. Порой бывает, что люди нежно привязаны к домашним питомцам, а родных ненавидят. Такого быть не должно. Человек в своем грехопадении дошел до того, что умудряется поклоняться не только своим домашним любимцам, но уже и гаджетам! Некоторые буквально жить без них не могут! Бывает, что женщины больше любят украшения или аксессуары, чем своих мужей. А некоторые мужчины намного бережнее относятся к машине, чем к супруге. Много чего напридумывал пытливый ум человека, а Господь прост. Он дал нам всего две главные заповеди: люби Бога и люби ближнего. Если человек любит Бога, разве он может не любить людей?
— Есть такая старинная забава — охота. Может ли христианин убивать животных для развлечения?
— Ничего хорошего в этом нет, для души это занятие не полезно. Говорят иногда о человеке: поступает, как животное. Нет, животные так не поступают, они не жестоки, а вот человек — жесток. Чтобы оправдать себя, некоторые люди утверждают, что животные даже радуются, когда их убивают, говорят, якобы, для этого Господь их и создал. Ничего подобного! Посмотрите в глаза животного, которого везут на бойню, и вы увидите в них страх, боль и страдание.
— Если христианин видит бездомное животное, которое просит о помощи, может ли он пройти мимо? Всех же не приютишь?
— Господь нам дал свободу, мы вольны поступать так, как велит нам сердце. Один равнодушно пройдет мимо страдающего животного, другой вздохнет, в душе пожалеет, а третий накормит и, если нужно, отнесет к ветеринару. Думаю, это будет по-христиански. Каждый поступает в свою меру.
— Иногда люди заводят домашних животных для забавы. А надоест — выбрасывают на улицу. Не понимают, что совершают грех, губят живую душу.
— Я бы ответил словами Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». У нас, к сожалению, не только котенка или щенка, но и ребенка сначала могут взять, а потом вернуть обратно, как вещь в магазине, которая не подошла. Полагаю, человек, который может выбросить на улицу больную кошку, чтобы не возиться с ней, спокойно отправит и своих родителей в дом престарелых. Я часто общаюсь со стариками и знаю немало таких случаев. Полагаю, отношение человека к животным может служить проекцией на его отношения с ближними и с Самим Творцом.
— Владыка, мы не зря поговорили на эту тему, мне кажется, она не столько о животных, сколько о нас, людях.
— Согласен. Знаете, почему я часто размещаю в соцсетях свою кошку Мусю? Многие думают, что я безумный кошатник, дарят картины, фотографии с кошками, даже корм приносят, а я его отдаю. Да просто разговор о кошке может стать хорошим началом для диалога на какую-то доверительную тему. Доброе отношение к животному — это то, что цепляет, помогает установить контакт с людьми. Мне не сложно выставить видео, как Муся гуляет, спит или пьет из крана воду. Это забавно, люди это смотрят. Но самое главное — общаться с человеком! Мы начинаем с разговора о кошках, а заканчиваем раздумьями над судьбой, самыми важными для христианина вопросами жизни и смерти.
— Владыка, я задам Вам, наверное, главный вопрос: зависит ли спасение каждого из нас от отношения к братьям нашим меньшим?
— Спасение зависит от нашего отношения ко всему. И в первую очередь от наших отношений с Богом и ближними.
Ольга Стрелкова