Публикации
Что хотел Закхей?
Сегодня, 2 февраля, в храмах читали Евангелие о мытаре Закхее. Мы уже подошли к порогу недель предпостовых, и Святая Церковь настраивает наши мысли на предстоящий Великий пост. Что же хотел Закхей, почему Господь принял от него деньги и благословил Мытаря?
— О мытаре Закхее мы находим упоминание только у евангелиста Луки. Господь входит в город Иерихон, в котором шла бойкая торговля, золото лилось рекой в этот богатый город. Его увидел Закхей, начальник мытарей, человек богатый, собирающий дань с людей, поэтому народом презираемый. Он был мал ростом, неказист, но не любили его не за внешность, а за его, так называемое, «житие». Закхей прячется за спины людей, потом бежит, видит смоковницу и, как мальчишка, взбирается на дерево.
Представьте себе немолодого, упитанного, хорошо одетого человека, который на глазах толпы лезет на высокое дерево! Что с ним происходит? Ведь он боится людей, боится ходить по городу без охраны, всех мытарей всегда сопровождала стража. Но в этот момент он все забыл, все бросил и поднялся над толпой, чтобы увидеть Христа. И Господь видит его и называет по имени. Имя Закхей означает «чистый» и звучит как-то нелепо в сочетании с самой презираемой и ненавистной профессией в иудейском мире того времени. При рождении родители дали ему такое имя, которое обозначило цель его жизни – ты должен быть чистым. Наверное, это несоответствие мучило Закхея всю жизнь. И вдруг Господь обращается к нему по имени: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5).
Быть – это значит остаться на ночь, это предполагает особый прием. Гостя надо встретить, помыть ему ноги, накормить, определить место для ночлега. Закхей немедленно бежит, готовит угощение, принимает Иисуса Христа с радостью. Евангелие не передает нам содержание их разговора, но, скорее всего, он был так важен для хозяина дома, что Закхей тут же сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8).
Почему вчетверо, почему не вдвое? Возможно, и этого было бы достаточно. Но Ветхий завет говорит нам: укравший должен возвратить вчетверо. А Закхей себя таковым и считал, и это говорит о его глубоком покаянии. Вся его жизнь сразу предстала перед ним во всей «красе». И Господь говорит, что «ныне пришло спасение дому сему». Дому – значит, всей семье, которая окружает этого человека. Потому что он сын Авраама, и ему заповедано пред Богом ходить и Бога слушать, а не свою жадность, не свои инстинкты.
Самый интересный момент этой евангельской истории – это отделение человека от толпы. Неудивительно, что Закхея коснулась благодать – Сам Господь приблизился к нему, и сердце его растопилось. Удивительно другое.
Большинство людей очень зависит от мнения толпы: что будет, если я перекрещусь на улице, в машине, проходя мимо храма? Что обо мне подумают окружающие? Мы очень этого стесняемся, боимся показаться верующими.
Гордость, общественное мнение нас побеждают, к сожалению. И Господь показывает, что, отходя от заповедей, мы сливаемся с толпой, и тогда нашей жизнью начинает руководить толпа. Но между толпой и церковной общностью большая разница. В церкви мы коллективно молимся, соборно всё делаем, и в этом залог нашего спасения.
Апостол Павел говорит: «Любовью служите друг другу» (Гл. 15,5). Здесь, в храме, наши братья и сестры, здесь их скорби, их нужды, и мы должны знать это, тесно общаться, должны быть готовы прийти на помощь, потому что мы семья, а не толпа. Церковного человека, если он все правильно понял и состоялся как христианин, невозможно заставить делать то, что делает толпа. Церковный человек думает головой и сердцем.
Поэтому помните о Закхее, этом удивительном человеке, мытаре, поднявшимся над толпой, и тогда покаянное чувство будет все больше и больше размягчать ваше сердце и приводить к спасению.
Священник Аркадий Махсумов