Публикации
Число семь и чудо для Павла
В 2025 году Петров пост начинается 16 июня и продлится почти четыре недели, до 12 июля — праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. На вопросы читателей о предстоящем посте и о жизни самых известных проповедников отвечают священники.
— Почему же все-таки Петров пост, а не Петропавловский? Ведь по окончании поста мы празднуем память двух апостолов…
Секретарь Покровского епархиального управления священник Аркадий Махсумов:
— Этот пост не сразу называли Петровым. В самых первых апостольских посланиях он обозначается как пост после Пятидесятницы, когда постились те, кто по каким-то причинам не смог поститься во время Великого поста.
Короткое название, мне кажется, связано с культурной традицией. Народ всегда старается выразить суть более кратко, емко и точно. Петропавловский пост или пост Петра и Павла звучит длинно. Но нам, верующим, всё очевидно и понятно, ведь там, где был апостол Петр, был и Павел. Даже в конце своей земной жизни они вместе находились в Риме и сподобились одной участи — мученической кончины.
Сам Господь их объединил. Петр стал проповедником христианской веры в первую очередь для иудеев, которые были воспитаны в ветхозаветной религии и культуре. А Павел сумел пронести слово Божие для язычников, то есть для той культуры, которая была далека от христианской веры, более того, она была во многом противоположной и даже агрессивной по отношению к христианству.
— Иисус при неверующих в Него не мог совершить никакого чуда, но явился неверующему в Него, гонителю христиан — Павлу? Как же так?
Настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус протоиерей Евгений Клементьев:
— Рассуждая о чудесах Господа, хорошо сказал архиепископ Аверкий: «Веру, основанную на созерцании чудес, Господь ставил ниже веры, основанной на понимании чистоты и высоты Его Божественного учения. Вера, порожденная чудесами, требует для своего поддержания все новых и новых чудес, так как прежние делаются привычными и перестают быть удивительными. Поэтому Слово Божье предостерегает, чтобы мы с осторожностью относились к чудесам (см.: Втор. 13, 1–5)». И действительно, Господь сотворил множество чудес: исцелял болезни, воскрешал мертвых, даровал зрение, накормил пятью хлебами — и многие, многие люди становились свидетелями Его Божественной ипостаси. Но все ли пошли за Христом, все ли уверовали в него как Спасителя? К сожалению, нет.
Сами фарисеи, законники, которые, казалось, должны были первыми распознать в нем обещанного Мессию, напротив, сомневались и говорили всем, что Он исцеляет силою князя бесовского. Даже когда Господь воскресил Лазаря, это чудо не убедило противников Христа в Его Божественности, но, напротив, стало основным аргументом, чтобы от Него избавиться.
Господь хотел, чтобы люди обрели веру. Как часто Он исцелял со словами: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10, 52). Без веры в Бога чудо невозможно. Верующий открыт для чуда, а неверующий закрыт, потому что убежден, что чудес не бывает. Что же касается события с апостолом Павлом, Господь призывает его к служению и избирает его Своим учеником, по слову святого Евангелия: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16). Бог всегда смотрит в сердце человека. И Он видел, что сердце Павла было способно отозваться на Божественный призыв. Слепота Савла — знак его слепоты духовной, от которой в скором времени его исцеляет любящий Господь. Чудо, имеющее явное Божественное происхождение, произвело в Павле подлинный духовный переворот, потому что он был к нему готов.
— В Евангелии от Луки во время разговора Христа со Своими учениками апостол Петр спрашивает Его о количестве прощений брату своему и называет конкретное число — «до семи раз». Почему?
Настоятель храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка протоиерей Сергий Ясиновский:
— Число семь во многих древних культурах являлось священным. Помните, седьмой день по сотворении мира Бог утвердил днем отдыха. Число семь встречается в Библии 737 раз, часто Христос, апостолы, пророки указывают это число. Так, семь светильников в скинии, в древней Иудее каждый седьмой год считался годом прощения, а раба на седьмой год отпускали на свободу, шесть лет обрабатывали землю и собирали урожай, а на седьмой давали ей отдыхать. Учитывая такую символическую нагрузку числа семь, апостол Петр предположил, что именно это священное число является абсолютным пределом того, сколько раз можно прощать ближнего. На это Христос ему отвечает: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22). Господь умножает это число до бесконечности, то есть прощать нужно всегда, не считая причиненные обиды.
Людмила Питайчук