Встреча прошла с молодыми людьми, студентами медицинского, промышленно-экономического и механико-технического колледжей, а также Поволжского кооперативного института.
Материалом для разговора стали фрагменты из полнометражных фильмов «Государственная граница», «Баллада о солдате», «Иди и смотри», «Два капитана», подобранные руководителем отдела молодежного служения Покровской епархии иерем Димитрием Вразовским.
В выбранных отцом Димитрием кинолентах показаны не боевые действия героев, не их подвиги, а их жизнь в условиях военного времени.
Белорусский сериал, снятый в 1980 году, «Государственная граница. Мы наш, мы новый…», посвящен службе пограничников в период октябрьского переворота сразу после штурма Зимнего дворца. В фильме показана судьба офицера высшего чина царской армии, дворянина, сохранившего честь и достоинство в жестокое революционное время.
Конфликт картины — противопоставление достойной жизни главного героя, наполненной страданием, мучением, болью, жизни человека подлого, нажившего неправедное богатство. Это противостояние приводит зрителя к вопросу: «Где наполненная смыслом жизнь, а где всего лишь пародия на нее? Где человек живет, а где пытается выжить, просто существовать?» Батюшка предложил задуматься молодым людям о том, как бы они действовали в ситуации, сложившейся у главного героя, офицера Дановича.
Отец Димитрий обратил внимание студентов на те невольные ассоциации с современной ситуацией в нашей стране, сложившейся в 2022 году, когда считалось, что «истинная Россия» уезжает, что русский человек не может выдержать стыда и позора объявленной войны с современным фашизмом. Священник предложил подумать над вопросом: «Где она, Россия?» Среди тех , кто сбежал «философскими пароходами», или Россия -это те люди, которые остались, несмотря ни на что? Два разных мира, где одни будут вздыхать и писать письма из-под Каира или Парижа, грустить о бедной пропащей потерянной родине. Другие — интеллигенция, профессора, учителя, дворяне остаются, чтобы служить Родине, народу, хотя прекрасно понимают, что сегодня-завтра их ждет эшафот».
В отличие от героев фильма «Государственная граница», будущее которых неизвестно, в киноленте «Баллада о солдате» с первых кадров говорится, что фильм посвящен человеку, который погиб. Мать стоит на дороге, по которой ее сын никогда не вернется.
Это один из самых ранних фильмов о войне, говоря современным языком, его можно назвать «road movie», то есть фильмом-путешествием. Это взгляд на судьбы разных людей в тылу глазами молодого солдата, который с фронта едет домой в отпуск.
По мнению отца Димитрия невозможно из следующего, рекомендованного им для просмотра фильма, вырезать какой-либо эпизод: «Этот фильм нужно смотреть «от и до». Картина из разряда тех, которые, однажды посмотрев , запоминаешь на всю жизнь — слишком натуралистично показаны в ней ужасы войны. Это фильм Элема Климова «Иди и смотри». Трагедия белорусской деревни, где жители были сожжены заживо, показана глазами мальчика, вступившего в партизанский отряд».
В начале мы видим лицо восторженного юнца, горячо желающего вступить в партизанский отряд – в финале, всего через неделю, – его же лицо, выглядящее как лик старика. Юноша проходит все круги ада и находит в себе силы остаться человеком.
Знаменитый «Реквиема» Моцарта, прозвучавший в конце фильма Элема Климова, дал толчок дискуссии о том, что из одного народа вышел гениальный композитор Моцарта и изверг Гитлер: «Сколько веры и надежды, света и радости подарил миру Вольфганг Моцарт, создавший невыразимой красоты музыку, и сколько принес людям зла сын этого же народа Адольф Гитлер», — отметили студенты.
Завершая кинолекторий, отец Димитрий подвел его итог: «Фильмы, о которых мы сегодня узнали, не привлекают эпичностью, героикой. Они о другом, они о жизни: легко быть супергероем, а человеком быть гораздо труднее. Война неоднократно будет бросать вызов. Вызов мирному человеку, солдату. И каждый раз нужно будет решать: предать свои идеалы и зажить спокойно или найти силы достойно перенести мучения военного времени?»
Пресс-служба Покровской епархии