Публикации
О чем молчит старина?
Настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов, известный своим интересом к истории района, в этом году обнаружил очередные находки – старинные предметы быта и письма, которые полнее раскрывают то, как жили новоузенцы в начале прошлого века. Исторические детали, каким был уездный город, представляют широкий интерес, и отец Александр водит экскурсии для местных жителей и туристов. Что сохранилось до наших дней и как обретаются артефакты? Узнаем вместе с батюшкой.
Прошедшая эпоха вокруг нас
Все сведения, которые продолжает находить отец Александр, как мелкие крупицы одного целого – богатой истории района. Краеведение для него – это, в первую очередь, возможность утолить собственное любопытство, а затем поделиться с окружающими. «Мне всегда это было интересно, где бы я ни жил. Когда являлся настоятелем храма в Энгельсе на Воскресенском кладбище, мы создали туристическую тропу „Некрополь Воскресенского кладбища”. Там похоронены родственники преподобноисповедника Гавриила Мелекесского (Игошкина), родители детского писателя Л.А. Кассиля. В тот период нашли сведения и затем установили памятник покровским новомученикам и исповедникам, за Христа пострадавшим. Наше наследие бесценно, и собранные знания о родном крае будут востребованы всегда».
А чтобы что-то распознать, не надо проводить раскопки или прилагать непомерных усилий, уверен батюшка. Стоит только оглядеться вокруг – и можно увидеть другую эпоху. «В детстве, на Кавказе, мы с родителями перекапывали каждый год огород. И каждый раз вывозили оттуда несколько тачек камней. В предгорье они словно сквозь землю прорастали. Так и в деле краеведения: постоянно „прорастает”, проявляется новая информация. Из последних находок: мы обнаружили письма новоузенского купца Павла Ивановича Помельцова. Более сорока лет он состоял в переписке с иеросхимонахом Иеронимом, подвизавшимся на Афоне. Но перед этим я прочел книгу о жизнеописании духовника афонского монастыря „Великая стража” и там нашел эти сведения. Так история и факты собираются, как пазл, одно к другому».
Недоступная роскошь в музее
Отец Александр увлекается еще и собиранием предметов старины. Его коллекция антиквариата пока небольшая, но уже есть уникальные реликвии. Этой весной отец Александр обнаружил кованый сундук, чугунную печную заслонку, деревянный старинный стол и швейную машинку. Многие экспонаты в весьма плачевном состоянии и, на первый взгляд, годились бы только для утилизации. Но батюшка прибегает к помощи специалистов и скрупулезно возвращает искалеченному временем предмету его первоначальный вид. «Что для одного – ненужный хлам, для другого – недоступная роскошь», – писал гуманист Рэй Брэдбери в своем произведении «Вино из одуванчиков». «Для меня второе, ведь предметы интерьера давно ушедшей эпохи о многом могут рассказать, – объясняет священник. – Например, у найденного сундука механизм непростой, сделан по типу сейфа. А его составные части соединены клепками, значит, сундук сделан до широкого распространения технологии сварки метала. Возраст его значительно больше 150 лет. Как же можно пройти мимо такого экземпляра? Каждая вещь молча хранит свою историю, которую хочется сохранить для поколений».
Создать мини-музей быта Новоузенского уезда – об этом мечтает протоиерей Александр Милованов. Отчасти его идея будет воплощена за счет гранта Президентского фонда культурных инициатив. Проект межрайонного этнокультурного фестиваля «Уездный самовар», который проходит в Новоузенске каждый год в сентябре, победил в грантовом конкурсе, и сейчас идет к нему подготовка. На территории просветительского центра духовной культуры собора должен появиться полноценный этнографический уголок быта XIX века.
С просьбой найти старую утварь для проекта и помочь в сохранении артефактов прошедших веков батюшка часто обращается к неравнодушным жителям на своей странице в соцсетях. Недавно он поделился историей спасения нескольких старинных предметов из подлежащего сносу здания XIX века, расположенного по соседству с приходом. «Началось все с договоренности с руководителем работ о том, что деревянные наличники и элементы декора здания будут переданы в просветительский центр духовной культуры собора. Я очень надеюсь, что мы сможем из этих руинированных обломков собрать хотя бы один, но полный набор элементов резного наличника. Так мы постараемся спасти хотя бы часть нашей навсегда утраченной культурной памяти. Настоящие из разных сел наличники значительно разнятся между собой, что говорит об исключительной уникальности и своеобразии культуры жителей степного Заволжья. Это будет наш маленький музей деревянной новоузенской архитектуры», – объясняет отец Александр.
Чай пили, лаптем закусили
Прикоснуться к историческому прошлому уезда, увидеть преданья старины глубокой может любой житель, даже из другого города. В Новоузенск можно приехать на экскурсию по районному центру, которую на общественных началах ведет отец Александр. Гостеприимные встречи на новоузенской земле становятся уже доброй традицией. Собор посещают путешественники из Саратова, участники туристических клубов.
Вместе с руководителем миссионерского отдела Покровской епархии, настоятелем храма во имя великомученика Георгия Победоносца священником Иоанном Еременко 27 мая в Новоузенск отправилась группа покровчан. Это значимая дата для города – 130 лет со дня закладки Покровского собора – духовного центра обширного степновского края. В последние майские дни 1893 года епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским) был заложен камень в основание первого храма в уездном городе. Послереволюционный мир решил, что в святынях больше не нуждается, поэтому от собора не оставил ничего. Но в 2016 году был освящен новый храм во имя великомученицы Екатерины, который стал символом восстановления исторической справедливости. В прошлом году тоже 27 мая, ровно через 129 лет, указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уже современному храму присвоен статус соборного. Именно отсюда, с центра Новоузенска, начинается пешеходный маршрут.
Каждый провинциальный городок нашей Родины неповторим. Своеобразие проявляется во всем, в том числе и в архитектуре, позволяющей судить о занятиях, народных традициях, образе жизни наших предков. Поэтому экскурсия продолжается по улицам города и повествует о том, как формировался неповторимый облик Новоузенска. На пути встречаются столетние здания, принадлежавшие торговому люду. Одно из них – по ул. Екатерининской (ныне Пролетарская), где проживал купец Шутарев. После 1917 года здесь разместилась уездная милиция.
После исторического экскурса батюшка зовет туристов во двор православного собора, где обязательно угощает местным кулинарным брендом – «лаптями» с запаренными сушеными яблоками. Ароматную сдобу запивают чаем с липой из 120-летнего самовара. Этот вековой экспонат отец Александр тоже нашел, отмыл, очистил, привел в порядок и специально для приезжающих растапливает на дровах.
Тепло, душевно, по-семейному – такое общее впечатление о поездке у всех прихожан. «Было очень неожиданно узнать, что когда-то Новоузенск являлся большим и богатым уездом Российской империи, а также крупным просветительским и духовным центром. Интересно, что история и судьба этого города так причудливо вплетается в полотно истории нашей страны, дополняя общую картину, – делится прихожанка Георгиевского храма Нелля Терещенко. – Мы ездили всей семьей, для детей – это полезный урок краеведения. А всем нам есть над чем поразмыслить и хороший повод залезть в учебники по истории, освежить память».
«Нам удалось пробудить интерес к истории края у людей, а культурологические экскурсионные туры помогают ненавязчиво обращаться к истокам, и через это – к Богу», – утверждает отец Александр и приглашает всех на местный этнокультурный фестиваль «Уездный самовар», проведение которого запланировано на 21 сентября.
Людмила Питайчук