В русской классической литературе на протяжении многих десятилетий инок как персонаж художественного произведения оставался явлением исключительным. Почему Гоголь, глубоко верующий человек, не создал образа монаха, христианский писатель Лесков уход в монастырь объяснял бегством от жизни, Толстой усматривал причину потери веры в самом монастырском существовании; и только в творчестве Достоевского впервые в русской прозе монашество предстало как духовный центр мира.
Образу монашества в русской литературе была посвящена очередная встреча в образовательном центре в клубе любителей культуры.
Ведущая Ольга Стрелкова предложила для беседы со слушателями несколько известных классических произведений, персонажи которых покидают мир и уходят в монастырь, стремясь к тишине и уединенной молитве. В диалоге с гостем клуба иеромонахом Иосифом (Романовым) были обсуждены герои произведений Тургенева «Дворянское гнездо», Лескова «Очарованный странник», Достоевского «Братья Карамазовы», Толстого «Отец Сергий», рассказ Чехова «Архиерей».
В ходе беседы отец Иосиф ответил на вопросы, касающиеся сути монастырской жизни. Существует ли призвание к монашеству? Как становятся монахами? Всегда ли спасение в монастыре? Или монашество – это определенная ступень для достижения церковных высот?
Интересный разговор об образе иноков в русской прозе сопровождался фрагментами из фильмов, экранизаций классических произведений.
Следующая литературная встреча в клубе любителей культуры, которая состоится в ноябре, будет посвящена исторической драме Пушкина «Борис Годунов».