В 2025 году будет отмечаться 200-летие Свято-Троицкого кафедрального собора и 25-летие канонизации святого преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского, начавшего свой священнический путь в главном храме Покровска. Ковчег с его мощами находится в Свято-Троицком кафедральном соборе Покровска (Энгельса) с момента образования в городе Покровской епархии. Мы встретились с исследователем жизни и духовного наследия отца Гавриила писательницей Людмилой Куликовой.
Людмила Владимировна, автор многих книг и публикаций о своем земляке, занималась сбором и подготовкой материалов для его канонизации. Она же издала книгу о жизни и подвиге мелекесского святого, в которой описано полное житие отца Гавриила, опубликованы его письма, проповеди, несколько повестей. С преподобным Гавриилом у Людмилы Владимировны свои, очень личные отношения. Святой много лет ведет ее по жизни, дает силы заниматься нужным, полезным делом — открывать соотечественникам имена людей, жизнь которых была устремлена к Богу. Предлагаем нашим читателям фрагменты записи интервью Людмилы Куликовой.
Святое дело — прославлять новомучеников
— Я окончила Энгельсский кооперативный институт, моя специальность — товароведение промышленных товаров. Была хорошая должность, интересная работа, но из-за болезни пришлось ее оставить и заняться более спокойной деятельностью — я нашла работу в архиве. Это были 90-е годы прошлого века, началось возрождение храмов, и друзья попросили помочь отыскать историческое название храма, который они восстанавливали в Татарстане. Начала заниматься этой историей, обнаружила, что храм был обновленческим, написала небольшую книгу и решила, что на этом моя миссия завершена. Но следующая просьба поступила уже от прихожан Никольского храма в Мелекессе (Димитровград). Бабушки, которые еще помнили старца Гавриила, попросили заняться поисками фактов его биографии. Они жили рядом с ним, общались, молились в одном храме, для них отец Гавриил был святым еще при жизни. Надо было помочь, и я отправилась в Мелекесс, пришла на старое кладбище, поцеловала деревянный крест на могиле батюшки Гавриила и… обожгла губы! Наверное, это был какой-то знак, и я поняла, что просто обязана заняться исследованием жизни и подвига отца Гавриила.
Мой духовник архимандрит Лев (Дмитроченко), настоятель храма Преображения Господня Псковской епархии, благословил меня, сказав, что это святое дело, новомучеников много, надо их прославлять, о них писать, им подражать.
Духовная школа лишений
Я добилась разрешения попасть в Государственный архив РФ, мне предоставили рабочее место в хранилище с уголовными делами наших священномучеников. Из документов узнала, что первый раз игумена Гавриила арестовали в 1931 году, обвинив в государственном преступлении — так расценивалась большевистской властью вера во Христа. Были бесконечные допросы, пытки и издевательства, следователи глумились и кощунствовали над Богом и всем святым, что было дорого сердцу верующего христианина. На все обвинения отец Гавриил отвечал, что против государства он никогда не шел, но как служитель Церкви исполняет свой пастырский долг, научает людей любить друг друга, как заповедовал Христос. Батюшка никого не предал, держался мужественно, и когда ему пообещали свободу, если он откажется от священнического сана, остался непоколебим. Был такой эпизод, когда начальник тюрьмы, узнав, что батюшка совершил пасхальную службу, обрил ему голову, бороду и сказал: «Теперь иди, поп, празднуй свою Пасху!». Отец Гавриил вошел в камеру со словами: «Христос воскресе! Волосы отрастут, а Пасху мы отслужили». Даже находясь в тюремной камере, батюшка мог ночь простоять на молитве, а утром шел на тяжелую работу — валить лес. При нем всегда находился собственноручно переписанный на небольшом листке акафист Пресвятой Богородице, который он также ежедневно читал.
За стойкое исповедование веры Христовой архимандрит Гавриил четырежды подвергался осуждению и заточению, более 14 лет пробыл в ссылках, лагерях, тюрьмах. И даже когда после смерти Сталина в 1953 году была объявлена большая амнистия политзаключенных, отец Гавриил продолжал отбывать свой срок в лагере. И только когда ему исполнилось 65 лет, и здоровье было подорвано, батюшку отпустили домой.
Чем больше я узнавала о подвиге будущего святого, тем сильнее было желание написать о нем книгу. Я встречалась со многими людьми, которые знали батюшку, у меня накопился большой материал, и началась работа над книгой, в которую включено не только житие преподобноисповедника Гавриила, но и его письма духовным чадам, проповеди, повести, рассказы. Находясь долгие годы в лагерях, батюшка встречался со многими страждущими заключенными, они раскрывали ему свои души, рассказывали о своей жизни. Обладая удивительной памятью, отец Гавриил превращал эти рассказы в литературные произведения. Он вообще очень много писал, особенно в последние годы своей жизни, зная, что придет время, когда будут возрождаться храмы, вернется к людям вера, будет процветать Православие. Архимандрит Гавриил не получил высокого духовного образования, его академиями стали тюрьмы.
Святые не умирают
А начинал свой путь святой Гавриил Мелекесский в Свято-Троицком храме г. Покровска. Именно здесь в 1921 году состоялась его диаконская, а потом и священническая хиротонии. Почему он приехал в Покровск, не ближний свет по тем временам? Думаю, что вместе с братьями Афанасием и Григорием он бежал в голодное Поволжье от красного террора. Началось разграбление крестьянских хозяйств, арестовывали и расстреливали невинных людей, и братья вынуждены были покинуть родные места. Так отец Гавриил оказался в Покровске. Наверное, хотел найти защиту под Покровом Пресвятой Богородицы. И хотя в Покровске он прослужил недолго, но именно здесь принял главное решение: несмотря на усиление репрессий, гонения на Церковь и духовенство, принять монашеский постриг.
Все невзгоды своей жизни святой воспринимал как спасительное испытание своего доверия к Богу. Оказавшись в Мелекессе после очередной ссылки, он принимал всех приходящих к нему за молитвенной помощью, за исцелениями телесных и душевных недугов. На доме № 4 по улице Нестерова, где жил последние годы отец Гавриил, висит мемориальная доска. В нем сейчас проживает Валентина Яковлевна Капкаева, её семья жила вместе с отцом Гавриилом, ухаживала за батюшкой, здесь он и умер. Валентина Яковлевна была тогда девочкой, но хорошо помнит, что их дом всегда был полон людей, ночью, если встанешь, нельзя было пройти по дому — везде спали люди.
Все, что связано с именем отца Гавриила, мне очень дорого, он ведет меня по жизни, дает силы работать. Когда встал вопрос о его прославлении и нужно было срочно собрать необходимые бумаги, чтобы включить батюшку в собор новомучеников, я привезла в Москву огромную стопку документов. Было собрано более сотни свидетельств об исцелении людей по молитвам отца Гавриила. И тут выяснилось, что нужно еще написать его житие, пришлось быстро освоить и этот жанр.
На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем в Москве в августе 2000 года, была совершена канонизация великого сонма новомучеников и исповедников России XX века. В число святых было включено и имя архимандрита Гавриила в чине преподобноисповедника. Православные люди, объединенные памятью об отце Гаврииле, его духовные чада никогда не сомневались в святости батюшки, и комиссия по прославлению новомучеников это подтвердила.
18 октября 2000 года в Николаевском кафедральном соборе г. Димитровграда (Мелекесса) состоялось великое торжество — были открыты для всенародного поклонения честные мощи новопрославленного угодника Божьего преподобноисповедника Гавриила. Это событие надолго останется в памяти верующих. Святые не умирают!
Подготовила Ольга Стрелкова