На прошлой неделе в нашей рубрике мы вспоминали о жизни и служении преподобноисповедника Гавриила (Игошкина). Сегодня продолжаем рассказывать об удивительном святом, претерпевшем множество испытаний и мытарств, но при этом сохранившим крепкую веру в Бога.
«Напрасно вы меня травите»
Отец Гавриил во время пребывания в лагерях претерпел много издевательств. Ему обещали свободу, если он откажется от священнического сана, издевались на допросах, но он был непоколебим. Виновным себя не признал. Были случаи избиения почти до смерти: его выводили в 40-градусный мороз на улицу босиком, где держали по нескольку часов. Однажды решили подсыпать ему яд в пищу, но Господь открыл батюшке умысел зложелателей, — он помолился, перекрестил еду и сказал: «Напрасно вы меня травите. Вы мне яду подсыпали. Я съем эту еду, как вы этого хотите, и она не причинит мне вреда». Злоумышленники переглянулись, стали смеяться и ждать, что батюшка умрет. Но с Божией помощью он остался жив и невредим.
Срок заключения закончился в конце 1941 года, но в связи с войной отец Гавриил был освобожден только в июле 1942-го. После этого он уехал в город Кузнецк Пензенской области к своей сестре Пелагее. Прожив у сестры около месяца, он решил идти пешком в Ульяновск, чтобы получить назначение на службу. В те годы в Ульяновск была эвакуирована Московская Патриархия во главе с митрополитом Сергием (Страгородским).
По пути отец Гавриил зашел к известному в то время блаженному старцу Василию Струеву, проживавшему в селе Копышовка Тагайского района Ульяновской области, чтобы получить от него благословение. Но и здесь не обошлось без испытаний. В дороге отец Гавриил занемог, и старец Василий благословил пожить ему в двух километрах от него в Базарном Урене у престарелых сестер, которые не побоялись принять в свой дом старца. Он пришел в деревню в длинном кафтане, в резиновых галошах на шерстяной носок, завязанных веревкой, как лапти.
В этом доме отец Гавриил тайно совершал Божественную литургию, исповедовал, причащал Святых Христовых Тайн, совершал требы. На исповеди говорил так, что все плакали. Батюшка сказал однажды: «Я рад, что, живя здесь, успел сказать 33 проповеди». Везде старался он выполнять свой пастырский долг, окормляя верующих.
В Базарном Урене архимандрит Гавриил прожил до середины 1946 года и немного поправив свое здоровье, обратился с прошением о принятии в клир к епископу Ульяновскому и Мелекесскому Софронию (Иванцову). И его назначили настоятелем церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» города Ульяновска.
Батюшке была присуща любовь к богослужению, благоговейная строгость в исполнении церковного устава. Божественную литургию он совершал с особым духовным подъемом, со слезами молясь за прихожан. Как и прежде, на проповеди он говорил проникновенно и убедительно. Поучения его были глубоки по смыслу и вместе с тем доступны пониманию молящихся.
Власти, видя каким он стал пользоваться авторитетом, решили отказать отцу Гавриилу в прописке, и он был переведен настоятелем Никольской церкви в город Мелекесс. Там батюшка купил небольшой домик, благодаря денежной помощи брата Григория, который проживал в Москве и работал на заводе.
С началом служения отца Гавриила в Никольской церкви духовная жизнь прихожан оживилась. В воскресные и праздничные дни стали проводиться духовные беседы, на которых толковались прочитанные во время Литургии главы из Евангелия, изучались молитвы. В церковь стало ходить много молодежи и детей. Отец Гавриил, добрый и снисходительный к другим, сам вел строгую монашескую жизнь, не терпел пьянства и безнравственности. Не всем это нравилось, и на батюшку был написан очередной донос.
Курортная лечебница
В 1949 году отца Гавриила вновь арестовали прямо во время богослужения. Прихожане все плакали. Когда его вывели из церкви, арестовывавшие остановили проезжавшую автомашину с углем и с насмешкой посадили батюшку на нее. Многие прихожане бежали за машиной со слезами, чтобы получить благословение и попрощаться с ним. Когда подъехали к служебному зданию, отца Гавриила было не узнать — он был весь черный от угольной пыли. Одна верующая, Анна, осмелилась подойти ближе к машине и с сожалением спросила: «Отец Гавриил, за что вас так?». А он со смирением ответил: «За грехи, люди нашлись и написали клевету. Последний мой суд будет». Народ стал подходить к нему под благословение, но милиция уже никого не допустила.
Отца Гавриила сначала поместили в Мелекесскую тюрьму, после – в тюрьму управления Министерства государственной безопасности по Ульяновской области. Его приговорили к 10 годам лишения свободы. Этапом в товарном вагоне в лютую январскую стужу отец Гавриил был отправлен в лагерь в город Мариинск Кемеровской области.
По прибытии в лагерь его поселили в бараке, надзиратели думали, что в первую же ночь его убьют сокамерники. Когда открыли дверь камеры, батюшка вошел туда и возгласил: «Мир вам!». Отец Гавриил сразу сказал, что он священник, и попросил разрешения помолиться. Сначала сокамерники возмутились, но потом как-то притихли и стали слушать молитву, в которой отец Гавриил поминал всех страждущих и озлобленных…
В лагере отец Гавриил продолжал свое пастырское служение: вел беседы с заключенными, исповедовал, отпевал умерших, за что неоднократно попадал в карцер. Тюрьму батюшка называл «курортной лечебницей», где душа верующего человека исцеляется терпением и молитвой. Там, в тяжелейших условиях, отец Гавриил находил силы не только для себя, но и для других., Когда ему приходили продуктовые передачи от духовных чад, он делил их между самыми истощёнными и голодными, часто не оставляя ничего для себя.
Однажды начальник лагеря пришёл к батюшке и стал просить о своей больной жене. Женщине не могли помочь никакие врачи. Батюшка ответил, что помолится. Вскоре женщина полностью исцелилась. Благодарный тюремщик стал ходатайствовать, чтобы отца Гавриила отпустили на свободу. Батюшку освободили в 1954 году, хотя он отсидел только половину срока.
«Там отдохну»
Трижды судимый, отец Гавриил пробыл в лагерях в общей сложности семнадцать с половиной лет, но никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни. О себе он почти ничего не говорил, хотя все знали, какая судьба выпала на его долю, а он все это воспринимал как испытание его в вере и любви к Богу. Батюшка говорил: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю православных; испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения».
После освобождения, пока позволяло здоровье, архимандрит Гавриил несколько раз бывал в Москве. Очень скорбел о том, что храмы, в которых он служил, были закрыты и там царили мерзость и запустение.
Родные пензенские места отец Гавриил последний раз посетил в июне 1956 года. Молва о приезде батюшки быстро облетела близлежащие села. Всем хотелось увидеть его и получить духовное наставление и благословение. Он всех принимал и внимательно выслушивал. Обойдя пешком села Сыреси, Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим, где проживали его родные, в их домах служил Божественную литургию, причащал Святых Христовых Тайн немощных и больных. Домочадцам было жалко старенького и больного батюшку, и они пытались уговорить отдохнуть, отец Гавриил отвечал: «Здесь некогда отдыхать! Уж очень много дел! Там отдохну…»
В воскресенье 18 октября 1959 года батюшка отслужил Божественную литургию, причастился Святых Христовых Тайн. В течение дня много писал, вечером отслужил всенощную. После нее вышел на улицу немного погулять, от ужина отказался и попросил прочитать акафист «Иисусу Сладчайшему». Слушал лежа, и вдруг стал говорить: «Грудь давит и тяжело дышать». Предчувствуя смерть, попросил прочитать «Канон при разлучении души от тела». Стал прощаться со всеми, велел крестить его с головы до ног, окинул взглядом все четыре стороны света и почил, как бы тихо заснув.
В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе архимандрит Гавриил (в миру Иван Иванович Игошкин) был включён в святой сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Православную веру. Пастырское служение батюшки Гавриила и любовь к людям, его духовный подвиг помогли многим изменить свою жизнь, вернуться к Богу, посмотреть на мир иными глазами. 18 октября 2000 года состоялось обретение его мощей, которые были перенесены в Никольский храм города Димитровграда. Ковчег с мощами святого находится и в нашем Свято-Троицком кафедральном соборе. В 2012 году он был преподнесен в дар Покровской епархии от митрополита Саратовского и Вольского Лонгина (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский).
По материалам Энгельсского краеведческого музея и открытых источников
Начало материал можно прочитать здесь
Спасибо за информацию. Очень больно на душе за те испытания,которые выпали на святого о. Гавриила и горжусь за то,что такой святой человек служил в храме Святой Троице Покровской епархии,прихожанкой которого я являюсь.
Спасибо за информацию. Очень больно на душе за те испытания,которые выпали на долю святого о. Гавриила и горжусь тем,что такой святой человек служил в храме Святой Троицы Покровской Епархии,прихожанкой которого я являюсь.