Проповедь священника Аркадия Махсумова в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, в День явления иконы Божией Матери в Казани:
— Братья и сестры, сегодня мы слышали с вами воскресное евангельское чтение, в котором повествуется о сотнике, подошедшем ко Христу во время одного из Его путешествий. Сотник был римским воином, оккупантом, чужестранцем, язычником. И этот язычник на глазах иудеев, шествующих за Христом, просит, чтобы Господь исцелил его слугу. И сразу бездна смыслов открывается перед нами. И сразу мы многое что для себя можем здесь почерпнуть.
«Такая чистота сердца»
Во-первых, удивительна сама вера этого человека, который, будучи чужестранцем, язычником, еще не принявшим для себя принципиального решения примкнуть к Церкви, поскольку Церковь еще не сложилась в знакомом нам виде, именно тот сотник, позже нам будет сообщено его имя – Корнилий, которого потом будет крестить апостол Петр, обращается к Господу с мольбой не о ком-то из своих близких родственников, не о ком-то из своих детей, не о любимой жене, не о братьях — он просит о своем слуге. Таково сердце этого человека, такова его любовь.
Я напомню, что в то время, о котором идет речь, нравы были, мягко говоря, суровы. Рабов без зазрения совести, без оглядки, без сомнений продавали и покупали на торгах, как вещь, жизнь человеческая стоила очень немного. И вот в этой ситуации человек приходит и просит за своего слугу, который служит ему. Наверно, он любит его не потому, что тот усердно служит ему и приносит пользу, а просто в сотнике настолько сильна Божественная любовь, что он по -другому поступить не может. И вот он, благополучный богатый человек, по нынешним меркам примерно в звании полковника, приближается ко Христу и говорит: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Этот человек не стесняется своего жилища, потому что он богат, потому что полковник оккупационной армии, которая стоит гарнизоном в Иерусалиме и ещё в нескольких городах Иудеи, это один из тех людей, к которым стекалось богатство не только в виде налогов, но еще и в виде трофеев от грабежей, военных трофеев. Эти люди купаются в роскоши, конечно, он не стесняется своего жилища.
А чего же он стесняется? А он стесняется той духовной атмосферы, которая царит в его языческой семье, в которой, конечно, не все настроены так же, как он. И понадобилось еще некоторое время, чтобы его семья созрела, и уже после Воскресения Христа апостол Петр смог их всех крестить. И мы видим по этому человеку, что, скорее всего, поскольку он милосерден, поскольку он любит и жалеет даже своих слуг, он никого из своей семьи к Крещению не понуждал. Он ждал, пока они созреют сами и придут к Богу. И мы понимаем, что этот приход к Богу стал возможен только потому, что был его личный пример, пример главы семьи. Они смотрели на него, они вдохновлялись им и постепенно все стали христианами.
Мы очень часто задаем себе вопрос: «Почему мои близкие, несмотря на мою многолетнюю долбежку, воздействия всяческие, уговоры, убеждения, увещевания, – никак не придут в храм Божий?» Ответ мы видим здесь, в этом евангельском сюжете, и он очевиден: мы для своих близких примером не являемся. И Господь видит, что человек, который отказывает ему в гостеприимстве (как бы), не хочет принять его под свой кров, он не лукавит, он не кокетничает, он не брезгует, он действительно понимает всю пропасть огромную, которая разделяет Христа Бога и его семью, которая еще валяется в тьме идолопоклонства и только-только начала поднимать голову к Свету Истины. И вот Христос, глядя на него, на его мудрость, на великую зрелость, на его огромное любящее сердце, говорит: «Твой слуга здоров». И ставит его в пример людям: «и в Израиле не видел Я такой веры». (Лк. 7,9).
«Бог Сам разберется»
Сотник очень хорошо понимает, как устроена иерархия этого мира, и за чистоту сердца Господь ему дает понять устройство даже Небесной иерархии. Этот человек говорит: «Вот я хоть и подневольный человек, (то есть, он – военный), но даже если я говорю кому-то из моих слуг: «иди!», и они идут. И сделайте то – и делают. Раз мои слуги меня слушаются, то Бога тем более послушают его ангелы, которые не являются ветхими людьми, поврежденными, строптивыми, но которые с радостью служат своему Богу». Этот удивительный человек приводит картину из Небесной иерархии, причем, даже не соприкоснувшись с Таинственной жизнью Церкви – вот такая чистота его сердца.
Нам, для того чтобы следовать его примеру, иногда просто не хватает решимости – ведь он полностью полагается на Бога. Он не указывает Богу, что ему делать. Он Его не ведет, не уговаривает, не тащит в свой дом. Он понимает, что, если он Бога попросил, Бог откликнется и сделает всё, как нужно. Очень нужно нам сегодня научиться именно такой жизненной позиции. Мы часто хотим склонить Бога к своим решениям. И, молясь о ком-то, мы указываем Богу: «Господи, сделай с ним так-то, научи его тому-то». И в этот момент мы делаем себя мерилом истины, мерилом всех вещей и даже как бы показываем Богу, что мы все понимаем и знаем, как кому надо сделать, как и с кем надо поступить. И этим самым мы выказываем свою безумную гордыню. А святые отцы говорят: «Молитесь же о ближних своих просто: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего»- и всё. И Бог Сам разберется, что полезно, что нужно сделать, а что не нужно.
И вот сотник подходит ко Христу, просто рассказывает ему и своей беде, что слуга у него лежит в горячке, и отдает на волю Христа Бога решение этого вопроса. И Господь решает так, как Сам считает нужным, глядя на сердце этого человека. Поэтому, если мы хотим помочь кому-то, – прежде всего, очистим самого себя. И с чистым сердцем попросим у Бога о нашем близком, чтобы Господь, «ими же веси судьбами», то есть так, как Он считает нужным, помиловал и спас этого человека.
Образы Богородицы – дар Божий
Сегодня мы так же празднуем память одной из самых чтимых икон Божией Матери – Казанскую. Удивительная история этой иконы более всего показывает взаимоотношение Господа, Божией Матери с тем народом, который когда-то принес Богу клятву на верность, которому Бог через своё откровение сообщил, что этот народ, эта земля является местом особого пребывания Божией благодати, особого пребывания Матери Божией. Ведь недаром всегда на Руси говорили, что Россия – это один из уделов Пресвятой Богородице на земле.
И вот как дар Божий, Господь являет нам образы Богородицы. Эти образы становятся неким окном в горний мир, связующей нитью, которая соединяет нас с Пресвятой Богородицей. Эти образы показывают нам Её присутствие, Её любовь, Её внимание к нам. И в то же время любая икона Божией Матери — это чуткий индикатор, показатель духовного здравия народа. Мы думаем, что Россия до революции была чуть ли не Царствием Божием на земле, а потом пришли большевики и всё разрушили. Ворвались в этот устроенный мир и сотворили хаос. Но это не так.
Один из самых чтимых образов Божией Матери – Казанский — в 1904 года был похищен из Богородицкого монастыря в Казани неким безумным человеком ради богатого оклада, разрезан на куски и сожжён. Когда его спросили, зачем он это сделал, он ответил, что им руководила не столько жажда денег, сколько желание разделаться с Божией Матерью. Многие верят, что войны и революции, последовавшие за этим событием, были вызваны именно уничтожением иконы. Этот человек, в которого вселился бес, как лакмусовая бумажка, показал духовный недуг, в котором пребывал весь народ накануне революции.
У этой иконы трудная судьба, как и у всего нашего народа. Она то появлялась, то исчезала, с неё было сделано несколько списков, и каждый из них стал самостоятельной иконой чудотворной. И всегда в трудные для России времена Божия Матерь, Заступница наша через эти образы совершала великие чудеса. Многими участниками Великой Отечественной войны подтверждается предание о том, что был сталинский приказ с несколькими списками Казанской иконы Божий Матери совершить облёт по линии фронта в местах особо жестоких сражений.
Один Московский список Казанской иконы был утрачен, и долгие десятилетия не знали, где он находится. Но в дни, когда наша страна переживает тяжелейшие испытания, когда половина мира противостоит России, в эти тревожные времена Московский список Казанской иконы Божией Матери был чудесным образом обретен. Пресвятая Богородица дает нам шанс, мы понимаем, что обретение Её чудотворного образа — это обращение светлого лика Божией Матери к народу. Это ещё один знак любви, знак расположения, это наш шанс. А для чего он нам дается? Для того, чтобы народ опомнился и по-настоящему обратился к своим духовным корням.
Единственное и главное, что мы сегодня можем сделать, чтобы не опорочить, не предать любовь Божией Матери, Её доверие, — это жить духовной жизнью. Хотя бы немного, хотя бы отдаленно соответствовать тому замыслу о нас Господа нашего Иисуса Христа, который Он имел при сотворении этого мира и даровании жизни каждому из нас. Аминь!